Психика, локализованная в голове

А сейчас мне бы хотелось оставить свои иллюстрации и вер­нуться к теме локализации психики в голове. Я уже говорил о том, что образный анализ телесных и иных функций не локализован. Однако, могут иметь место локализа­ции, вполне логичные в том смысле, что это как раз и есть то, что мы называем телесным функционированием. Например, тело вби­рает в себя нечто и что-то отдает. Поэтому внутренний мир (лич­ное воображение) находит свое выражение в самых разных вещах, и общая реальность в целом рассматривается как то, что выходит за пределы личности. И хотя дети не способны к сильным обра­зам, я думаю, они вполне могут (если только у них не отсутствует этот навык) представлять себя в соответствующем окружении в определенные моменты в первые месяцы своей жизни. Возможно, в норме у них может возникнуть этот навык вскоре после рожде­ния; во всяком случае, у нас есть соответствующие факты, что в возрасте шести месяцев ребенок время от времени использует круг или сферу как схему собственного Я.

Именно в этот период телесная схема Скотта оказывается наиболее яркой, и особенно его напоминание о том, что мы под­разумеваем как время, так и пространство. В данной телесной схеме, насколько я понимаю, нет места для психики, и это вовсе не критика телесной схемы как диаграммы; скорее речь идет об ошибочности психической концепции как имеющей некую лока­лизацию.

Пытаясь понять, почему голова является тем самым местом ло­кализации психики, я не могу не думать о том воздействии, кото­рому подвергается голова ребенка во время родов, когда психика неистово фиксирует реакции на определенные вторжения окруже­ния.

Нам известно о локализации черепно-мозговой деятельности в голове, и все эти процессы заслуживают отдельного внимания. До недавнего времени хирурги не делали таких операций, как вскры­тие черепа умственно отсталых младенцев, что позволило бы в дальнейшем развиваться их мозгу, очевидно, суженному костной тканью черепно-мозговой коробки. На мой взгляд, трепанация черепа в раннем возрасте помогает устранить психические рас­стройства» т.е. исцелить тех людей, у которых психическое функ­ционирование было патологичным (с локализацией психического функционирования в голове). Довольно интересно, что в меди­цинских научных исследованиях мозг отождествляют с психикой, что воспринимается некоторыми больными людьми как нечто чу­ждое им (то, что находится у них в черепе). Хирург, проводящий лейкотомию, на первый взгляд, делает то, о чем просит его паци­ент, а именно: избавляет пациента от психической деятельности, когда психика становится врагом психо-сомы. Тем не менее, мы можем видеть, что хирург оказывается втянутым в ложную лока­лизацию психики в голове, со всем тем, что выходит за ее пределы (отождествляя психику и мозг). Но выполнив часть своей работы, он сталкивается далее с определенными трудностями. Пациент ожидает, что его избавят от психической деятельности, которая стала угрозой для психо-сомы, при этом он нуждается в полно­ценном функционировании мозговой ткани с тем, чтобы стало возможным существование психо-сомы. Но дело в том, что лейко­томия, с ее необратимыми изменениями мозга, делает это невоз­можным. Вся эта операция была бы совершенно бессмысленной, если бы не тот смысл, который придает этому пациент. Но про­работка психического, соматического, а также духовного опыта - для тех, кто использует данный термин, - в воображении зависит от непосредственного контакта с мозгом, насколько нам извест­но. Поэтому мы не можем ожидать этого от бессознательного, при этом понимая, что в какой-то степени нейро-хирурги должны это учитывать.

Таким образом, мы можем видеть, что одна из целей психосо­матической болезни - увести психику обратно от сознания к пер­воначальной тесной связи с сомой. Но этого вовсе недостаточно для того, чтобы проанализировать ипохондрию пациента, страда­ющего психосоматическим заболеванием, хотя это и является не­отъемлемой частью лечения. Мы также должны уметь видеть по­зитивную ценность соматического нарушения в том, как оно про­тиводействует «подстрекательству» психики (говоря о сознании). В той же самой парадигме следует рассматривать цели как физи­отерапевтов, так и релаксационистов. Им вовсе не нужно знать, что они делают, чтобы быть успешным психотерапевтами. Так, например, если попытаться научить беременную женщину все де­лать правильно, это не только вызовет у нее тревогу, но мы увидим и тенденцию психики вмешиваться в эти психические процессы. С другой стороны, всевозможные методы релаксации позволяют матери начать осознавать собственное тело (если она не являет­ся душевнобольной), и тогда эти методы помогают ей создать не­прерывное бытие, ощущая при этом психо-сому. Это очень важно, если она хочет естественно подойти к родам и самым первым эта­пам материнства.

Резюме

  1. Истинное Я, непрерывность бытия, если человек здоров, основано на развитии психо-сомы.
  2. Психическая деятельность - отдельный аспект функционирования психо-сомы.
  3. Сохранный мозг - основа как самой психики, так и психической деятельности.
  4. Нет такого места как Я в психике, как и того, что можно было бы назвать психической деятельностью.
  5. Можно выделить два важных момента в нормальном психическом функционировании, а именно: (а) преобразование достаточно хорошей среды в совершенную (адаптированную) среду, что сделает возможным минимальное реагирование на вторжение и максимальное естественное (непрерывное) развитие Я; и (б) фиксация вторжений (родовые травмы и т.д.) для ассимиляции на более поздних стадиях развития.
  6. Следует отметить, что развитие психе-сомы происходит у всех одинаково и сложности здесь неизбежны, в то время как психическое развитие в какой-то степени зависит от изменяющихся факторов, таких как: качество первоначальных факторов окружения, сам феномен рождения и уход сразу же после рождения и т.д.