Самый простой вопрос, который бы мы хотели задать, следующий: действительно ли агрессия является следствием гнева, вызванного фрустрацией, или же у нее есть собственные корни?
Ответ, скорее всего, будет очень непростым, и здесь необходимо учитывать самые разные клинические факты, из которых и со- I стоит наша ежедневная аналитическая практика. Но даже если это г произойдет, мы рискуем так и не осознать того, что на самом деле мы столь тщательно игнорировали.
Можно сказать, что в примитивных любовных импульсах мы всегда можем отследить реактивную агрессию, поскольку на практике нет такого понятия, как полное удовлетворение Ид. Именно поэтому мы стараемся разделить его на части? Как мне кажется, это необходимо ввиду возникшей из-за этого путаницы. Но главным образом это требуется потому, что примитивный любовный импульс действует на стадии, когда развитие Эго только начинается, а интеграция, например, еще не произошла. Мы можем видеть примитивную любовь, когда еще не сформирована способность брать на себя ответственность. На данном этапе развития пока еще нет даже беспощадности; это этап, предшествующий установлению правды, и если разрушение отчасти представляет цель в импульсе Ид, то оно будет носить случайный характер для удовлетворения Ид. Эго несет ответственность за разрушение только тогда, когда имеет место интеграция и организация Эго, достаточные для существования гнева, и, следовательно, страха перед возмездием. И даже если на ранних этапах будут выявлены гнев и страх, все же возможно признание такого развития Эго, до существования которого мы не могли говорить о гневе человека.
Ненависть достаточно сложное чувство, и она вряд ли может существовать на этих ранних стадиях. Поэтому агрессию в целом следует рассматривать отдельно от реактивной агрессии, неизбежно следующей за импульсом Ид ввиду отсутствия необходимого опыта Ид, учитывая определенную реальность.
Так что правильно будет говорить о том, что примитивный любовный импульс (Ид) имеет разрушительные свойства, хотя младенец вовсе не ставит своей целью что-то уничтожить, ибо он испытывает этот импульс на том этапе, когда ему еще не знакомо слово «правда».
Это предположение позволяет нам перейти непосредственно к деструктивной составляющей импульса (Ид)в примитивной любви.
Для упрощения фактор родовой травмы можно опустить, а нормальные или нетравматичные роды можно воспринимать как должное. Под нормой в данном случае я подразумеваю то, когда рождение ощущается младенцем как результат его собственных усилий. Этому не препятствуют никакие задержки или, напротив, спешка.
Первые опыты с Ид привносят в игру ребенка некий новый элемент, инстинктивные кризисы, которые можно охарактеризовать как подготовительный период, разрядку и то, что наступает после удовлетворения. Каждая из этих трех фаз сопряжена с определенными проблемами для ребенка.
Наша задача в данном случае заключается в том, чтобы исследовать предысторию агрессивного элемента (деструктивного ввиду стечения обстоятельств) в самом раннем опыте Ид. Мы располагаем определенными элементами, которые образовались уже тогда, когда плод начал делать свои самые первые движения (моторика). Вне всякого сомнения, в области сенсорики также будет задействован соответствующий элемент. Может ли моторика, которая начинается еще во внутриутробной жизни и сохраняется в младенческом возрасте (да и вообще на протяжении всей жизни), быть связана с активностью, присущей соответствующему опыту Ид? Должна ли подобная активность классифицироваться как Ид-опыт любого ребенка должен содержать в себе как можно больше примитивной моторики. И здесь мы, безусловно, сталии ваемся с необходимостью фрустрирующей реальности для мля денца, ибо в случае удовлетворения Ид, - если оно будет полным и беспрепятственным, - младенец остается с тем, что было усвоено им в неудовлетворенной моторике (Riviere, 1936).
В паттерне опыта Ид у любого ребенка есть х процентов примитивной моторики, включенной в Ид опыт. И остается (100 - х) процентов, которые могут быть использованы в других отношс ниях; именно в этом, безусловно, можно увидеть причину столь mjk огромных различий в опыте разных людей (в отношении их агрессивности). Здесь же и корни своего рода мазохизма (см. ниже).
Полезно также исследовать паттерны, имеющие отношение к подобной моторике (Marty et Fain, 1955).
В первом паттерне, благодаря моторике, окружение постоянно открывается вновь и вновь. Здесь любой опыт первичного нарциссизма подчеркивает тот факт, что ребенок находится в самом центре; только что родившийся младенец развивается, а контакт с окружением представляет собой некий опыт индивида (первоначально в недифференцированном Эго состоянии). Во втором паттерне окружение вторгается в жизнь
плода (или ребенка) и вместо определенного индивидуального опыта мы имеем череду реакций на вторжение. Здесь же мы можем видеть отказ от всего прочего, что и делает возможным индивидуальное существование. Моторика воспринимается тогда лишь как реакция на вторжение.
В третьем паттерне, который можно считать наиболее утрированным, это гиперболизировано настолько, что в индивидуальном опыте отсутствует всякая опора; в результате это приводит к сбою в первичной нарциссической системе индивида. Впоследствии мы будем наблюдать в развитии «индивида» скорее расширение оболочки, а не ядра, а также расширение вторгающейся среды. То же,
что осталось от ядра, оказывается глубоко сокрытым и это трудно отыскать даже в самом глубоком анализе. Тогда человек существует так, как будто его никогда и не было. Истинное Я оказывается сокрытым, а то, с чем нам приходится клинически иметь дело, - это целый комплекс ложных Я, функция которых заключается в том, чтобы это Я скрывалось и дальше. Ложное Я может быть син- тонным обществу - и это вполне удобно; но отсутствие истинного Я приводит к нестабильности, которая становится все более очевидной, чем больше общество вводит человека в заблуждение, что ложное Я одно и то же, что и истинное Я. Тогда жалобы пациента - это ощущение абсолютной бесполезности.
Первый паттерн - это то, что мы называем нормой. На его формирование оказывает влияние достаточно хорошая мать, со своей ярко выраженной любовью (поскольку на первых порах это может выражаться только физически). Мать держит своего ребенка (в утробе или на руках) и через любовь (идентификацию) знает, как адаптироваться к Эго потребностям. В таких условиях и только в них человек начинает существовать, приобретая соответствующий опыт Ид. Именно на данном этапе возможно максимально задействовать моторику в опыте Ид. Можно отметить слияние х процентов потенциала моторики с эротическим потенциалом (х потенциал достаточно высокий). Тем не менее даже здесь (100 - х) процентов потенциала моторики остается вне паттерна слияния, доступного исключительно для моторики.
Следует не забывать о том, что слияние делает возможным сам опыт независимо от оппозиции (реакция на фрустрацию). Там, где мы видим слияние с эротическим потенциалом, отмечается удовлетворение инстинктивных потребностей. И напротив (100 - х процентам) незадействованного потенциала моторики требуется оппозиция. Грубо говоря, требуется какой-то толчок, пока нет соответствующего опыта и это представляет угрозу здоровью. Однако, в здоровом состоянии человек может, напротив, стремиться к соответствующей оппозиции.
Во втором и третьем паттернах только благодаря вторжению окружения потенциал моторики начинает использоваться в опыте человека. Но это мы не можем считать нормой. В той или иной степени человеку требуется некая оппозиция» и только тогда у него появляется важный первоисточник моторики. Все это можно считать вполне удовлетворительным» несмотря на постоянные вторжения окружения» но:
Вторжение окружения должно продолжаться.
У вторгающегося окружения должен быть собственный паттерн» в противном случае будет царить хаос, ибо индивид пока не имеет собственною паттерна.
Это означает зависимость» не позволяющую человеку расти.
Уход представляется существенным решением в данном паттерне. (За исключением крайних случаев, когда истинное Я действительно сокрыто; тогда даже уход не будет доступен - примитивная защита).
Второй и третий паттерны указывают на негативный паттерн в целом (в отношении здоровья), и никакое лечение не принесет | пользы, если только оно не изменит базовый паттерн, приблизив f его к тому паттерну, о котором я говорил выше. Тем не менее, пациенты, которые развивались в соответствии со вторым и третьим паттерном, приходят в анализ, и на первый взгляд может показаться, что и они тоже способны извлечь для себя некую пользу в работе с аналитиком, несмотря на их ложные представления.
Вот отдельный комментарий о позитивной ценности сопротивления невротического пациента. Все эти сопротивления, которые можно глубоко проанализировать, дают нам хороший прогноз. Отсутствие сопротивления приводит к диагнозу нарушений ранних паттернов, о которых я говорил выше.
Это позволяет нам сделать вывод о том, что более высокая степень слияния моторики с эротическим потенциалом не представляется возможной только посредством анализа, за исключением тех случаев, которые можно отнести к норме в соответствии с данной классификацией. Там, где первый паттерн не установлен, возможно слияние, за исключением каких-то иных случаев, посредством «эротизации» агрессивных элементов. Здесь можно увидеть корни компульсивных садистических тенденций, которые могут перейти в мазохизм. Человек чувствует себя реальным только тогда, когда он безжалостен к окружающим и разрушает все вокруг. Он старается установить отношения» взаимодействуя с другим человеком» пытаясь найти определенную эротическую составляющую» которая сделает возможным слияние с агрессией. которая сама по себе ничуть не больше» чем просто моторика. Здесь эротика достигает слияния с моторикой, говоря же о норме, более правильным будет сказать» что происходит слияние моторики с эротикой.
Вполне вероятно» что в перверсиях можно выделить два типа мазохизма; первый берет свои корни в садизме, представляющем собой эротизацию первичного моторного импульса, а второй - это эротизация» как таковая, пассивной моторики из активной. Гак что вполне возможно, что развитие будет направлено в ту или иную сторону в зависимости от того, был ли первый партнер мазохистом или садистом. Партнерство способствует отношениям, которые тем более ценны, ибо первичные отношения, когда только начиналась эротическая жизнь, были слабыми, ибо в целом отсутствовало слияние.
Чувство реальности напрямую связано с моторными (и соответствующими сенсорными) импульсами, а эротические переживания - когда мы можем наблюдать слабое слияние моторных составляющих - не усиливают ощущение реальности или существования в целом. На самом деле подобных эротических переживаний можно и избежать именно потому, что они приводят к такому субъективному ощущению, что человек не существует; иными словами, это происходит, главным образом, у тех, у кого первоначальный паттерн не отличается разнообразием, о чем я говорил выше.
Итак, мы можем сделать вывод, что очень многое происходит задолго до того, как ребенок впервые возьмет грудь, даже если его Эго-организация является при этом незрелой. Совокупность моторного опыта способствует формированию у индивида способности к собственному существованию, а вне первичной идентификации - отказу от оболочки и становления ядром. Достаточно хорошее окружение делает возможным подобное развитие.