Наверное, было бы правильно начинать с самых первых шагов жизни человека, но здесь есть много того, что до конца не известно нам. Итак, полный анализ позволит нам проследить агрессивность на разных этапах развития Эго:
Первоначальный |
До-интеграция Неосознаваемая цель |
Промежуточный |
Интеграция Осознаваемая цель Чувство вины |
Завершенный (личностный) |
Межличностные отношения Триангулярные ситуации и проч. Конфликт, осознанный и бессознательный |
То, о чем я здесь говорю, - преимущественно развитие второго из этих трех этапов, а именно: промежуточного этапа.
Первичное беспокойство
Итак, нам необходимо описать теоретическую стадию беспечности или беспощадности, в которой про ребенка можно сказать, что он существует как личность и даже имеет цель, но при этом его совершенно не волнуют результаты. Он еще не в состоянии оценить тот факт, что то, что он разрушает в состоянии возбуждения, - то же самое, что он ценит в спокойных промежутках между волнениями. Его возбужденная любовь есть не что иное как образное нападение на тело матери. Это и есть агрессия как часть любви.
Отчасти это проявляется в диссоциациях между аспектами личности (в спокойном состоянии и в состоянии возбуждения), так что дети, которые обычно ведут себя тихо и спокойно, будут пытаться «отреагировать символы» и демонстрировать агрессию в адрес тех, кого они любят, не чувствуя в полной мере ответственности за свои действия.
Если агрессия утрачивается на данном этапе эмоционального развития можно видеть также и некоторую утрату способности любить, то есть устанавливать отношения с объектами.
Стадия беспокойства
Далее идет стадия, описываемая Мелани Кляйн как «депрессивная позиция» в эмоциональном развитии. Я буду называть это Этапом Беспокойства. Интеграции человеческого Эго достаточно для того, чтобы оценить личность матери; и то, что его волнуют результаты его инстинктивного, физического опыта, а также опыта, связанного с воображением, приносит потом огромные плоды.
На стадии беспокойства человек уже способен испытывать чувство вины. Отныне некоторые проявления агрессии проявляются клинически как горе или чувство вины или какие-то иные физиологические проявления, например, рвота. Вина воспринимается как нанесенный ущерб любимому человеку в отношениях в состоянии возбуждения. Если ребенок здоров, он может сдерживать чувство вины, таким образом при поддержке активно участвующей матери (некий временной фактор) он способен и дальше узнавать свои личные желания, чтобы отдавать и созидать. Таким образом, большая часть агрессии трансформируется в социальные функции и выглядит как таковая. В периоды беспомощности (когда нет рядом того человека, который мог бы принять вину или признать необходимые усилия для последующего восстановления) эта трансформация разрушается, и агрессия появляется вновь. Социальная активность не может быть удовлетворительной, если она не основана на чувстве личной вины (в отношении агрессии).
Гнев
А теперь мне бы хотелось перейти к гневу при фрустрации. Фрустрация, в целом неизбежная в любом опыте, способствует дихотомии: Агрессивные, не вызывающие чувства вины импульсы в отношении фрустрирующих объектов 2. Агрессивные импульсы, вызывающие чувство вины в отношении хороших объектов. Фрустрация способствует отказу от чувства вины и образованию защитных механизмов, а именно: разводить любовь и ненависть. Если происходит это расщепление объектов на хорошие и плохие35, мы можем видеть некоторое ослабление чувства вины; но в конечном счете любовь утрачивает часть своего ценного агрессивного компонента, а ненависть становится еще более разрушительной.
Развитие внутреннего мира
Отныне психология ребенка становится более сложной. Ребенка волнует не только то, как мать влияет на его импульсы, но он также обращает внимание на результаты собственного опыта (как это отражается на его Я). Поскольку его инстинкты удовлетворяются, он ощущает себя вполне неплохо, воспринимая потребление и отдачу как в психологическом, так и физическом смысле. Благодаря этим позитивным ощущениям, у него формируется и сохраняется уверенность в себе и он знает, что может ожидать от жизни. В то же самое время он должен принимать во внимание всевозможные гневные нападки, в результате чего у него возникает ощущение, что его переполняет нечто плохое или пагубное или не дающее ему покоя. Эти неприятные вещи или силы, находясь внутри него, - то, так как он ощущает их, - представляют угрозу изнутри его собственной личности и тому хорошему, что форми- Нк рует основу его доверия к жизни.
Теперь перед ним стоит задача (длиной в целую жизнь) управления собственным внутренним миром; при этом он не сможет приступить к этой задаче, пока он не будет хорошо управлять своим телом и не научится дифференцировать то, что находится внутри него, а также внешние факторы (то, что можно считать реальным и его собственные фантазии). То, как он будет управлять внешним миром, зависит от его управления своим внутренним миром.
Итак, мы можем видеть невероятно сложный ряд защитных механизмов, которые необходимо принимать во внимание в любых наших попытках понять агрессию у ребенка, который достиг этой стадии эмоционального развития. Тут вряд ли возможно сделать нечто большее, чем просто перечислить то, что релевантно в этой связи.
Во-первых, я буду говорить о возврате в исходное состояние после интроверсии, поскольку это важный и достаточно распространенный источник фактической агрессии.
В здоровом состоянии интересы ребенка направлены как в сторону внешней реальности, так и к внутреннему миру, и у него есть мосты между одним миром и другими (сновидения, игры и т.д.). В состоянии болезни ребенок может перестраивать свои отношения так, что хорошее будет сконцентрировано внутри, а плохое - проецироваться. Теперь он живет в своем внутреннем мире. Можно сказать, что он становится интровертом (или патологическим интровертом).
Избавление от патологической интроверсии связано с новым переходом (что для такого ребенка представляет внешний мир, полный преследователей), и в момент его выздоровления ребенок, как правило, бывает очень агрессивным. Это важный источник агрессивного поведения. Если в процессе избавления от интроверсии неправильно управлять атаками и защитными механизмами, ребенок очень быстро снова вернется к ней. Помимо болезни с такими вещами нам приходится сталкиваться ежедневно в жизни любого маленького ребенка, а данную концепцию никоим образом нельзя считать исключительно теоретической. Человек крайне чувствителен после того, как ему пришлось сконцентрироваться на решении определенной задачи.
Следует не забывать о том, что в детстве мы можем видеть, как человеческое существо лишь постепенно учится различать субъективное и объективное. Состояние, похожее на бред безумия, легко проявляется через проекции ребенком собственного внутреннего мира. Даже здоровый ребенок двух или трех лет часто просыпается ночью с ощущением, что он находится в мире, который (с нашей точки зрения) является его собственным внутренним миром, а не внешней реальностью, которую мы можем разделить с ним. Днем маленькие дети заняты игрой, на самом же деле может оказаться, что ребенок живет, главным образом, в своем внутреннем мире, хотя на первый взгляд создается ощущение, что он находится в нашем мире. И совсем необязательно это признак нездоровья, но в работе с таким ребенком мы не можем ожидать соответствия логике, которая применима только к внешней или общей реальности. Далеко не каждый взрослый способен к объективным суждениям, а те, которые нам кажутся вполне объективными, зачастую никак не связаны с внутренним потенциалом.
В трех других примерах мы сможем увидеть следующее: то, как ребенок справляется с собственным внутренним миром, объясняет его агрессивное поведение.
В фантазиях ребенка внутренний мир локализован прежде всего в животе, а уже потом в голове или какой-то другой области тела.
Ребенок, достигший определенной личностной организации, и свой опыт организует таким образом, что он не может справиться с ним только посредством идентификации. Например, родители ссорятся в его присутствии, в то время как он может быть занят какой-то своей проблемой. Таким образом, он способен управлять, вобрав в себя этот совокупный опыт. Тогда можно говорить о том, что внутри него формируется устойчивая картина родителей, выясняющих перед ним отношения, и количество энергии, таким образом, направляется на интернализованные плохие отношения. Говоря клиническим языком, мы наблюдаем у него усталость, депрессию или физический недуг. В какой-то момент на смену интернализированным плохим отношениям приходит что-то еще, и тогда ребенок начинает вести себя так, как будто им «обладают» ссорящиеся родители. Итак, перед нами предстает компульсив- но-агрессивный, назойливый, неразумный, запутавшийся ребенок.
Или же в случае с интроецированными ссорящимися родителями ребенок периодически изобретает нечто такое, что приводит к ссорам окружающих его людей, используя потом реальную внешнюю неполноценность как проекцию того, что было «плохо» изнутри. В таких случаях вполне возможны периоды душевного расстройства с настоящими галлюцинациями (голоса или люди, ссорящиеся между собой).
В том, как ребенок справляется с собственным внутренним миром, пытаясь сохранить в нем то, что он считает благотворным, бывают моменты, когда он чувствует, что все будет хорошо, если можно будет устранить хоть какое-то пагубное воздействие (что- то вроде «козла отпущения»).
Клинически мы можем наблюдать, как инсценируется избавление от всего вредного (сучит ножками, выходят кишечные газы,
плюется и т.д.). Или же ребенок может стремиться уничтожить все плохое внутри себя.
Какие-то внутренние явления мира, ощущаемые ребенком в животе (или голове и т.д.), время от времени представляют для него такую огромную трудность, что ребенок начинает тотальный контроль всего и вся - с депрессивным настроением (клинический результат). Это приводит к состоянию внутренней безжизненности, совершенно невыносимой для него. Здесь может также наблюдаться некое комплементарное состояние (мания). В таком случае жизненные силы внутреннего мира одерживают верх и активизируют ребенка, который клинически может испытывать очень сильную агрессию, без очевидных внешних причин для гнева. Эти фазы мании не то же самое, что маниакальная защита, при которой отрицание внутренней безжизненности сменяется искусственной активностью (так называемой маниакальной защитой от депрессии, как считала Мелани Кляйн). Клинические результаты маниакальной защиты вовсе не выход агрессии, но некое общее тревожное беспокойство, гипомания, при которой можно наблюдать умеренную агрессию, что проявляется в форме неопрятности, неряшливости, раздражительности, и при этом отсутствует необходимая конструктивная настойчивость.
Здоровый человек может сохранять эти плохие качества внутри, прибегая к ним в борьбе с внешними силами, представляющими для него угрозу (он может чувствовать, что именно так и нужно). Тогда агрессия будет иметь социальную значимость.
Ценность всего этого (по сравнению с маниакальной агрессией или бредом) заключается в том, что объективность сохраняется, а угрозе можно противостоять, экономя при этом силы. Тогда нам не нужно любить врага, совершая на него нападение.
Резюме
Вышесказанное в основном описывает взаимосвязь с агрессией; то, что я называю промежуточным этапом эмоционального развития. Этот этап предшествует общеличностному, со всеми межличностными отношениями и ситуациями треугольника (Эдипов комплекс); он наступает после ранних этапов (беспощадность и проч.)* и того огромного отрезка, предшествующего цели и личностной интеграции.
Агрессия, которую можно отнести к общеличностному этапу, уже знакома нынешнему поколению благодаря работам Фрейда.
Важные источники агрессии берут свое начало на самых ранних этапах развития человеческого существа, а к некоторым из них мы еще вернемся в следующей части данной главы.