В данном анализе агрессии основная идея заключается и том, что если общество в опасности, то это происходит вовсе не из-за агрессии человека, но по причине подавлении личной агрессивности у людей.
В анализе психологии агрессии студент сталкивается с огромным напряжением в силу следующих причин. В общей психологии, если в отношении кого-то или чего-то совершается вторжение, - это то же самое, что и воровство и одинаково агрессивное действие. Быть слабым столь же агрессивно само по себе, что и нападения сильного на слабого. Убийство и самоубийство по сути одно и то же. Возможно, самое сложное из всего этого то, что обладание столь же агрессивно, что и жадное приобретение; в действительности приобретение и обладание с психологической точки зрения будет одинаково неполным без другого. При этом мы вовсе не собираемся утверждать, что приобретение и обладание - это хорошо или плохо.
Все эти вещи достаточно болезненны, поскольку речь идет о диссоциациях, скрытых в текущем социальном принятии; их невозможно исключить из анализа агрессии. Кроме того, основой для анализа реальной агрессии должно быть исследование корней агрессивного желания.
Агрессия имеет место еще до того, как происходит личностная интеграция. Ребенок толкается в утробе; мы не можем утверждать, что таким образом он пытается вырваться. Ребенок, которому всего лишь несколько недель от роду, сучит ручками; при этом мы вовсе не хотим сказать, что он хочет ударить нас. Ребенок захватывает сосок ртом; но это вовсе не значит, что он собирается предпринять что-то нехорошее или же причинить боль. Изначально агрессивность практически синонимична деятельности; вопрос лишь отдельных функций.
Именно эти отдельные функции постепенно организуются ребенком, по мере того, как он становится цельным человеком, в агрессию. В болезни у пациента может не до конца отражаться активность и агрессивность. Интеграция личности не происходит в одночасье. Она наступает и исчезает, и даже достигнутая однажды она может быть утрачена из-за неблагоприятного воздействия окружения. Тем не менее, если человек здоров, рано или поздно он достигнет целенаправленного поведения.
Говоря о целенаправленном поведении, мы так или иначе имеем в виду агрессию. И здесь мы сразу же сталкиваемся с основным источником агрессии - инстинктивным опытом. Агрессия отчасти не что иное, как примитивное выражение любви. В данном случае мне представляется вполне возможным описание, поскольку я анализирую первичные любовные импульсы.
Оральный эротизм включает в себя агрессивные составляющие, а в нормальном здоровом состоянии именно оральная любовь по большей части представляет подлинную агрессивность: т.е агрессию, заранее преднамеренную (самим человеком) и которая ощущается, как таковая, окружением.
Любой опыт - это опыт как физический, так и нефизический. Всевозможные представления сопровождают и обогащают телесные функции, а воображение претворяется в жизнь благодаря телесному функционированию. Говоря о совокупности представлений и воспоминаний, необходимо сказать о том, что они постепенно преобразуются в то, что будет доступно сознанию; то, что доступно сознанию только при определенных обстоятельствах; и то, что представляет собой вытесненное бессознательное, недоступное из-за невыносимого воздействия.
В данном случае я понимаю, что не разделяю должным образом тему подлинной агрессивности с агрессивным импульсом. При этом, как мне кажется, одно невозможно изучать без другого. Ни один акт агрессии невозможно до конца понять, как нечто, совершенно отдельное; на самом деле анализ любого поступка ребенка должен включать в себя следующее:
- Ребенок находится в своем окружении, со взрослыми, которые заботятся о нем.
- Ребенок развивается в соответствии с хронологическим и эмоциональным возрастом.
- У ребенка, пусть и довольно зрелого для своего возраста, можно увидеть все уровни незрелости, уходящие в глубь его первичного состояния.
- Ребенок, как больной человек, имеет определенные фиксации на незрелых уровнях.