В данной работе мне бы хотелось привести определенные клинические примеры, иллюстрирующие фантазии и возможные воспоминания, имеющие отношение к опыту рождения.
С момента введения Фрейдом очень важного понятия симптоматологии тревоги, которая может быть связана с травмой рождения, в теории психоанализа происходит некоторая путаница. Не совсем понятно, воспоминания, связанные с рождением, - являются ли они индивидуальными или имеют расовую принадлежность, может ли рождение быть естественным или же травма - неизбежная часть рождения или же нечто непостоянное и случайное. И что при этом можно считать природой травмы с точки зрения эго-психологии? Так что поле для дальнейших исследований огромное, и возможно то, о чем мы будем говорить ниже, так или иначе поможет нам в этом.
Надо сказать, что здесь довольно трудно цитировать Фрейда. Отдавая должное Фрейду, пришлось бы написать отдельную работу, прослеживая изменения в его взглядах относительно взаимосвязи между тревогой и травмой рождения. Это было бы прекрасным опытом, часть которого уже была проделана Гринакр. В любом случае здесь нет необходимости четко следовать всем идеям Фрейда.
Перечитав многие из его взглядов (в отношении данной гемм) уже после написания данной статьи, мне кажется, практически все я мог найти в его работах. Быть может, правильнее всего будет процитировать следующую его мысль: «Теперь мы бы предпочли считать, что тревога, как символ сепарации, повторяется в каждом конкретном случае сепарации, но к сожалению, мы не можем использовать эту корреляцию, ибо рождение не переживается субъективно как сепарация от матери, а плод, абсолютно парциссиче скип по своей природе, совершенно не осознает ее существование как объекта». Опять же, сравнивая рождение с отнятием от груди, он говорит о том, что «травматическая ситуация потерять мать достаточно сильно отличается от травматической ситуации, связанной с рождением. В момент рождения не существовало никаких объектов, так что еще не было такого объекта, который можно было потерять. Поэтому, в данном случае можно говорить только о тревоге. (Freud, 1926).
Надо сказать, что меня интересует именно эта тема плода и ребенка, который рождается как «совершенно нарциссическое создание»; и в этом я бы и хотел разобраться. Мне бы хотелось понять, какие мысли возникали по этому поводу у Фрейда, ведь он не мог прийти к окончательному выводу, испытывая недостаток определенных данных, которые имеют важное значение для понимания предмета. Итак, анализируя выводы Фрейда, мы всегда должны задавать себе вопрос, а как бы поступил Фрейд, будь он сейчас жив и занимая активную позицию в психоаналитическом мире, принимая во внимание самые последние достижения в понимании младенцев.
Прежде всего следует сказать о том, что Фрейд действительно придавал огромное значение травме рождения как научный исследователь, а не просто мыслитель. Редкий врач считает, что опыт рождения имеет важное значение для ребенка; что это может иметь какое-то значение для его дальнейшего эмоционального развития, а следы этого опыта могут сохраняться в памяти и вызывать проблемы даже у взрослого человека.
Те, кто знал Фрейда, - к сожалению, я не отношусь к их числу, - возможно поймут, о чем идет речь (я имею в виду значимость травмы рождения). В Групповой психологии Фрейд говорит: «Таким образом, родившись, мы сделали шаг от абсолютно самодостаточного нарциссизма к восприятию изменившегося внешнего мира и к открытию объектов». Далее он поясняет... «и с этим связан тот факт, что мы уже больше не можем долго выносить новое положение вещей и периодически возвращаемся из этого состояния во сне к нашему прежнему состоянию отсутствия стимуляции и избегания объектов». Однако, здесь он вводит совершенно новую тему, так что я бы не стал воспринимать как должное, что сон напрямую связан с внутриутробным развитием. Так что этот вопрос требует отдельного рассмотрения.
Мне кажется Фрейд верил в то, что в истории каждого человека можно проследить опыт его рождения, в дальнейшем определяющий паттерн его тревоги. Однако, по мнению Гринакр, Фрейд видел определенную взаимосвязь между тревогой и рождением (коллективная теория бессознательного), когда рождение является своеобразным архетипическим опытом. (В данном случае я специально обращаюсь к юнгианской терминологии, т.к именно она представляется наиболее верной). Но что бы ни написал Фрейд, он придерживался точки зрения, что личный опыт рождения также имеет важное значение для человека: когда ему говорили о младенце, который появился на свет путем кесарева сечения, он отмечал, что нам необходимо помнить и об этом, ведь именно это может в последующем повлиять на паттерн тревоги данного человека.
Многое из того, о чем бы мне хотелось сказать, уже так или иначе рассматривалось Гринакр (1945), Вот что она пишет:
«В целом, как мне кажется, главное в рождении - это огромнейшая сенсорная стимуляция, направленная на то, чтобы организовывать и преобразовывать нарциссизм плода, вызывая или способствуя поступательным нарциссическим влечениям наряду с более спокойным процессом созревания плода, который имел место в утробе матери. Как правило, мы можем говорить о структурировании определенных агрессивно-либидинозных частей тела в зависимости от областей определенной стимуляции. В частности, при рождении головной мозг стимулируется настолько, что это способствует его дальнейшему развитию и уже в скором времени он сможет эффективно контролировать все телесные процессы; он будет способствовать организации паттерна тревоги, тем самым увеличивая защиту младенца, сохраняя при этом уникальные черты развития, накладываемые на генетически детерминированную тревогу и либидинозные паттерны конкретного младенца».
Данный вопрос требует дальнейшего изучения. Две статьи Гринакр (1941) можно было бы рассматривать более подробно. Резюмируя свою первую статью она говорит «Реакция тревоги, генетически детерминированная, вероятно, проявляется сначала в болезненно чувствительном реагировании организма на рефлекторном уровне; это можно видеть во внутриутробной жизни в каких-то отдельных или легко образованных рефлексах, которые могут быть преобразованы при рождении в «реакцию тревоги», и так далее. И здесь мы можем отметить, что она призывает нас пересмотреть проблему соотношения тревоги с родовой травмой в свете работы, которая ведется в отношении поведения ребенка.
Во второй статье, которую можно считать более клинически ориентированной и в большей степени связанной с психоаналитической работой, Гринакр обращает внимание на важность корреляции ранних детских историй с материалом, полученным в ходе последующей терапии. Резюмируя вышесказанное, вот что она говорит: «Совершенно очевидно, что все эти случаи еще раз указывают нам на необходимость еще большего наблюдения за младенцами, работа с которыми представляется мне источником богатейшего материала для психоанализа». Мне кажется, она бы согласилась с тем, что вряд ли существует какой-то иной метод анализа травмы рождения, чем имеющийся у нас в распоряжении, а именно: психоанализ взрослых и детей. «Другие методы также важны, и, в частности, они включают в себя исследования, основанные на наблюдении детей в процессе рождения, до и сразу после рождения, а также те исследования, которые можно проводить только с помощью специалиста-невролога».
Я бы хотел обратить внимание на работу доктора Грантли Дика Рида (1942). Он рассматривает процесс рождения с позиции физиологии (акушерство), и его успех на практике во многом обусловлен тем, что наряду с важностью физической стороны рождения он подчеркивает значимость такого аспекта, как уверенность в себе у матери. Он ставит своей целью предотвращение или преодоление страха у матери, что серьезно мешает ей во время родов. Психоанализ и психоаналитическая теория также ему очень близки. Доктор Рид искренне верит в то, что психология человека представляет собой нечто такое, что можно изучать до и в момент рождения, и что подобный ранний опыт представляется крайне важным. В этом, на мой взгляд, он значительно опережает многих акушеров и педиатров.
Итак, самые разные аналитические работы помогли мне в формировании собственного видения.29 Поэтому, я бы разделил свои идеи на три группы.
Первое, что я хотел бы отметить, - это различный материал, возникающий в ходе анализа. Добавляя здесь материал, связанный с травмой рождения, я не берусь утверждать, что лечение можно проводить только на основании этого материала (травма рождения). Аналитик должен быть готов к работе с любым материалом, включая имеющий отношение к травме рождения.
Аналитик всегда должен быть готов к возникновению самых разных факторов, связанных с окружением. Так, например, необходимо признать и оценить тот тип среды, который относится к внутриутробному опыту, а также тип среды, связанный с опытом рождения; здесь же следует отметить преданность матери новорожденному ребенку, способность обоих родителей взять на себя совместную ответственность по мере роста и развития младенца;
а также способность обеспечения социальных условий для материнской преданности и сотрудничества обоих родителей; чтобы эти функции неизменно использовались и расширялись, что позволит человеку сыграть определенную роль в создании и поддержании социального сеттинга.
Иными словами, травмы рождения можно не касаться только в том случае, если необходимо соблюдать правильное соотношение. Тем не менее, затрагивая какой-то один предмет, мы не должны бояться до определенного времени переоценить важность рассматриваемого вопроса.