Воспоминания о рождении. Травма рождения и тревога

Второй момент, на который бы мне хотелось обратить внимание наряду с другими аналитиками, следующий; я действительно нахо­жу в своей аналитической и иной практике подтверждения того, что личный опыт рождения крайне важен и всегда сохраняется в памяти. Как правило, считается, что в психотических состояниях запоминаются те самые вещи, которые недоступны для сознания в более нормальном состоянии. Вы могли обратить внимание на то, что выше я использовал понятие «опыт рождения» вместо «трав­мы рождения», и я еще вернусь к этому; но сначала я хотел бы опи­сать эпизод в анализе мальчика с явным дефектом, но этот дефект, очевидно, был вторичным по отношению к раннему психозу, а не связан с какими-то ограничениями деятельности мозга.

Этот мальчик, которому было тогда пять лет, месяц или два в анализе проверял мою способность принимать его доводы, ниче­го не требуя взамен, и быстро адаптироваться к его потребностям так, как не удавалось его матери. Он приходил ко мне и уходил вновь, проверяя мою способность принимать его. В конце концов, он даже стал сидеть у меня на коленях. За все это время не было сказано ни одного слова. То, как развивались наши отношения дальше, вообще было очень неожиданным для меня. Проникая ко мне под пальто всякий раз, он старался забраться на коленки, а потом спуститься вниз; и так повторялось вновь и вновь.

Как только у него это стало получаться (что соответствовало принятому им решению) - использовать меня в качестве матери, столь ему необходимой, - он поднимался с пола и требовал мед. Я стал покупать мед (а впоследствии рыбий жир и солод, что было легче достать во время войны), и он часто тут же съедал почти полфунта с огромным удовольствием. Это было началом огром­ной фазы оральной активности с повышенным слюноотделением. Все вокруг было в его слюне. До этого его оральные желания про­являлись только как галлюцинаторные объекты (он их называл «жуки»), которые мерещились ему на стенах и вызывали у него страх. Благодаря интерпретации, позволившей ему справиться с этими насекомыми (его галлюцинациями), он решил, что это его собственный рот. На следующем этапе он уже сам становится жу­ком и начинается этап в анализе, уже описанный мной, в котором он пробует меня как мать, вполне способную к адаптации.

После этого опыта я был готов поверить в то, что воспомина­ния, связанные с рождением, могут сохраняться. Безусловно, все то же самое, что было в игре, проявлялось потом и в анализе, а также в игре с нормальными детьми и его собственной игре.

Следующий случай также поможет нам в анализе опыта, свя­занного с травмой рождения:

Мисс X. медсестра (50 лет). Она лечилась у меня, когда ей было лет двадцать пять. Я тогда работал дежурным врачом в больнице Святого Варфоломея, а мое знакомство с

психоанализом ограничивалось одной или двумя прочитанны­ми книгами. У этой пациентки был очень сильный невроз, в част­ности, она страдала такими сильными запорами, которые мне не доводилось встречать ни до, ни после. Она работала стенографист- кой-машинисткой, но пройдя лечение у меня, стала медсестрой. Впоследствии ее специализацией стала работа с детьми-психоти- ками. Она очень тонко чувствовала потребности детей в состоя­нии регрессии.

В ходе лечения этой пациентки - в конце концов, она испыты­вала катарсис - сначала она ложилась и засыпала, а потом вдруг просыпалась от какого-то кошмара. Обычно я помогал ей про­снуться, повторяя вновь и вновь слова, которые она выкрикивала в состоянии острой тревоги, связанной с нападением. Таким образом» когда она просыпалась, мне удавалось сделать так, чтобы у нее сохранялась связь с этой ситуацией, вызывающей тревогу, что позволяло ей вспомнить все травматические инциденты с самого раннего детства.

Я никогда не знал, что делать с тем материалом, который она воспроизводила (все то, что было связано с ее рождением). У нее возникали невероятно отчетливые воспоминания о рождении на всех этапах развития, включая подростковый возраст и даже зре­лость. И все это продолжалось с изрядной периодичностью. Но не­смотря на мои сомнения в том, насколько эти воспоминания дей­ствительно верны, я был готов поверить в силу их воздействия.

В последнее время эта пациентка работала с маленькой девоч­кой семи лет, психотиком (страдающей аутизмом). Она прохо­дила у нее анализ. Неожиданно Мисс X. заболевает и просто не приходит на работу. Но именно в тот день она должна была рабо­тать с этой девочкой. Я смог тогда посетить ее и увидел, что она только начинает восстанавливаться после болезни, о которой все знали, но никогда раньше она не была столь острой. И вдруг она оказывается в постели с так называемой «потерей сознания». Она лежала совершенно неподвижно, свернувшись калачиком, не в силах вообще что-то сделать и вряд ли что-либо понимая. Врач, которого пригласили к ней, подтвердил, что с физиологией все в порядке. О еде в таком состоянии вообще не могло быть и речи. Постепенно она стала хоть что-то осознавать, разрешив, чтобы ее переместили в другое место, и где-то через неделю или дней десять она стала постепенно выходить из болезни. Необходимо отметить, что эта медсестра постоянно старается держать меня в курсе своих дел (как продвигается лечение и проч.), но до этого случая она ни разу - за все то время, пока мне довелось лечить ее (двадцать лет тому назад) - не поинтересовалась о себе. Однако, прежде чем вернуться к своей работе, она решила спросить меня напрямую: «И что же вы думаете по поводу всего этого (потеря сознания)? С чем это связано?» Надо сказать, что я не имел ни малейшего представления и прямо сказал ей об этом. Она что-то говорила еще и еще, и постепенно я понял, что хотя она и не ожи­дала, что сейчас состоится терапевтическая сессия, тем не менее она представляла мне свой бессознательный материал, который бы мог прояснить ситуацию.

Я пришел к выводу, что она проживала жизнь с этой малень­кой девочкой семи лет и очень сильно ассоциировала себя с этим ребенком, как это было всегда с детьми-психотиками, с которыми она работала. Как она объясняла мне, для того, чтобы понять со­стояние ребенка, она старалась подражать ей все больше и больше: положение рук, походка и все то, что делала эта девочка, «чтобы прочувствовать состояние ее тела и души». Теперь же так случи­лось, что эта маленькая девочка переживала острое состояние тре­воги и у нее был очень сильный страх Метро. Мисс X. пыталась пойти с ней в метро, чтобы отвлечь ее внимание и показать на соб­ственном опыте, что в метро не так страшно, как может показать­ся на первый взгляд. Весь тот материал, которым я располагал, не­ожиданно показал мне, что я должен сказать мисс X., что она сама переживала опыт рождения вместе с маленькой девочкой. Здесь не было никакого воспроизведения истерии. Ей действительно необ­ходимо было пережить в физическом плане нечто такое, что в ее случае было ощущением удушья. Подобная интерпретация при­вела к драматическим последствиям. Мисс X. почувствовала себя лучше, у нее было ощущение, что она понимает происходящее и теперь может уверенно вернуться к своей работе. Врач, который вел этот случай, сказал мне: «Так или иначе, мисс X. выглядит на­много лучше после болезни». После этого она продолжала эффек­тивно работать с этой маленькой девочкой, более объективно по­нимая ее тревогу, что на самом деле было крайне важным в случае данной пациентки.

Пациенты, страдающие истерией, заставляют нас почувство­вать, что они что-то делают, но мы-то знаем лучше, чем они, что в истерических проявлениях проявляется и скрывается истинный аффект.

Зачастую в анализе ребенка игра представляется крайне важной.

В такой игре материал может быть получен из того, что мы узна­ли у пациента о его рождении, через рассказы, непосредственную информацию и наблюдения. При этом у нас складывается такое ощущение, что тело ребенка все знает о его рождении.

Итак, я возвращаюсь к тому, что я использовал слова «опыт рождения» вместо «травмы рождения». И здесь мы приходим к третьему важному моменту, на котором мне бы хотелось оста­новиться. Мне кажется, что высказывания Фрейда становятся более понятными, когда он отделяет опыт рождения от травмы рождения. Гринакр также подчеркивает это. Вполне возможно, что во время родов все происходит настолько естественно, что это будет иметь небольшое значение для нас. Это моя собствен­ная точка зрения сейчас. И, напротив, опыт рождения, который вряд ли можно назвать нормальным (выходящим за определен­ные границы), становится родовой травмой. И тогда это очень важно для нас.

В случае с нормальным опытом рождения, материал, связан­ный с рождением, скорее всего не войдет в анализ (мы не будем Сильно фокусироваться на нем). Он будет там присутствовать, но * если аналитику не так просто работать в парадигме рождения, па­циент вряд ли станет форсировать этот вопрос. Здесь будут более важные и естественные сеттинги для работы с тревогой, которых пациент с аналитиком пытаются достичь.

Однако, когда опыт рождения был травматичным, мы имеем определенный паттерн. Этот паттерн может проявляться совер­шенно по-разному, и это необходимо отслеживать и отдельно ана­лизировать.

Тем не менее, мне бы хотелось подчеркнуть то, что интерпре­тация с точки зрения травмы рождения вряд ли может привести к полному и постоянному облегчению. Скорее, принимая во вни­мание то, что травма рождения реальна, мы не можем ее не заме­чать, а в некоторых случаях и в определенные периоды анализа со­вершенно необходимо рассмотрение материала о рождении среди прочего материала.

Мне представляется правильным выделить три разновидности опыта рождения. Первая - это нормальный, то есть здоровый опыт рождения, который является ценным положительным опытом со своими ограничениями; это дает нам картину обычной жизни. Это ощущение жизни может быть усилено за счет различных последую­щих нормальных переживаний, поэтому опыт рождения становится одним из множества факторов, благоприятных для развития уве­ренности, последовательности, стабильности и безопасности и т.д.

Вторая - довольно травматичный опыт рождения, к которому добавляются впоследствии различные травмирующие факторы окружающей среды, укрепляющие его и оказывающие на него воз­действие.

Я имею в виду более позднюю стадию травматичного опыта рождения, которую можно отнести к третьей категории или раз­новидности.

Итак, мы сможем увидеть, что это детерминировано травмой рождения (когда человек испытывает тревогу), ибо это означает, что человек, который рождается естественным путем, не испыты­вает тревоги или у него нет возможности показать, что он трево­жится. Это было бы абсурдом.

В данном случае мне бы хотелось остановиться на слове «тре­вога». Я не могу говорить о том, что ребенок при рождении ис­пытывал тревогу, ибо тогда еще не было подавления или вытес­ненного бессознательного. Если тревога означает просто страх или реактивную раздражительность, в этом нет ничего плохого. Мне кажется, мы можем говорить о том, что человек «испытывает тревогу», когда он находится в тисках физического опыта (будь то волнение, гнев, страх или что-то еще), которого он не в состоянии избежать или понять; то есть, большую часть того, что происхо­дит, он не осознает. Под словом не осознает я имею в виду вытес­ненное бессознательное. Если же он начнет больше осознавать то, что волнует его сейчас, он уже больше не будет испытывать трево­гу, но скорее возбуждение, страх, гнев и т.д.

Фрейд в свой работе По ту сторону принципа удовольствия утверждает; «Angst можно определить как ожидание опасности, так и подготовку к ней, даже если это что-то совершенно неизвест­ное» Но здесь он вряд ли имеет в виду то, что я пытаюсь сказать: что человек должен достигнуть определенного уровня зрелости, с его способностью к подавлению, прежде чем слово тревога сможет применяться им с пользой. Это те соображения, которые застав­ляют меня задаться вопросом, не следует ли оставить теорию вза­имосвязи между тревогой и травмой рождения до того, как будет проведена определенная психологическая работа с ребенком до, во время и после родов.

Так что мой настоящий тезис довольно развернутый, а имен­но: нормальный опыт рождения можно считать хорошим опытом, способствующим силе Эго и стабильности.

А теперь мне бы хотелось обратить внимание на то, как мы ра­ботаем с травмой рождения в аналитической ситуации. Ведь со­вершенно очевидно то, что беседа с пациентом о травме рождения представляет собой нечто такое, что уводит нас от главного во­проса. Я бы усомнился в ценности интерпретации травмы рожде­ния в случае пациента, который не находится в настоящий момент в состоянии сильного регресса в аналитической ситуации, и у ко­торого не было ярко выраженных клинических нарушений между аналитическими сессиями.

Одна из трудностей нашего психоаналитического метода за­ключается в том, что мы постоянно должны отслеживать, сколько лет сейчас пациенту в отношениях переноса. В некоторых случа­ях анализа пациент большую часть времени соответствует своему возрасту, а необходимое ему он может получить благодаря своим детским воспоминаниям и фантазиям, которые он выражает уже как взрослый. В подобной работе, как мне кажется, вряд ли будет иметь смысл интерпретировать травму рождения; или же мате­риал, связанный с рождением, будет проявляться в сновидениях, которые можно будет интерпретировать на всех уровнях. Однако, в случае необходимости, анализ может происходить на более глу­боких уровнях, и пациенту вовсе не нужно быть сильно больным, чтобы иногда ощущать себя ребенком во время аналитических сессий. В такие моменты он может многое понять, не требуя не­медленного описания происходящего в словах.

Я имею в виду то, что можно считать более инфантильным, чем просто поведение ребенка, играющего с игрушками. Соглас­но склонностям аналитика и в соответствии с диагнозом паци­ента мы сможем наблюдать самые разные реакции (от мудрости до неблагоразумия) в работе с пациентом в этих условиях. В дан­ном случае я попытаюсь показать то, что если опыт, связанный с рождением, так или иначе проявится в аналитической ситуации,

безусловно, мы сможем увидеть множество иных подтверждений тому, что пациент находится в крайне инфантильном состоянии.