Педиатр и психиатр

Прежде всего мне бы хотелось обратить внимание на то, что в исследовании человеческих контактов и коммуникации педиатр и психиатр, как никто другой, нуждаются в помощи друг друга. Например, очень немногие психиатры могут получить достовер­ную историю от матери о том, как она начинала кормить ребенка. Однако, историю любого психотического случая нельзя считать до конца полной, если в ней отсутствует опыт ранних отношений и ухода за младенцем (информация, которую необходимо предоста­вить квалифицированному специалисту). Кроме того, педиатру всегда необходим психиатр. Самостоятельно он не в состоянии распознать у ребенка, пышущего физическим здоровьем, признаки психиатрического заболевания.

На самом деле с больным ребенком всегда непросто; «мы никог­да не знаем, что от него ожидать», он постоянно извивается и все такое прочее. 11лачут и здоровые дети, и они не всегда охотно идут на контакт; они настаивают на своем, именно это и представляет проблему. Конечно же, любая мать хочет иметь здорового ребенка, а не больного, ведь наряду с проблемами и тревогами она получает взамен столько любви, и во всем этом гораздо больше плюсов, чем минусов.

На практике, как мне кажется, тот, кто ухаживает за детьми (я имею в виду матерей и детских медсестер) может также передать свой опыт тому, кто сталкивается с шизоидной регрессией и со­стояниями спутанности у людей любого возраста. Обеспечение стабильного (пусть и личного окружения), тепло, защита от все­го неожиданного и непредсказуемого, правильное кормление в одно и то же время (или даже следуя прихотям пациента), - все эти вещи могут оказаться очень полезными в уходе за шизоидным пациентом.

Однако, самым важным для психиатра сейчас будет не практи­ка, но теория. Поэтому я и хочу сказать, что надлежащим местом для изучения шизофрении, маниакальной депрессии и меланхо­лии как раз и будет детская психиатрия; а если это так, то некото­рые современные тенденции в психиатрии можно сравнить с тем, как будто бы мы идем по ложному следу.

Вы можете спросить, а как же у обычных людей происходит этот контакт с реальностью? Конечно, по мере развития происходит очень многое, что, казалось бы, должно вызвать трудности, ибо любое обогащение посредством включения объектов представля­ет собой психическую, а также физическую реальность, и в то же самое время инкорпорируется ею, что удается далеко не каждому. Тем не менее, пока мы живы, каждый из нас так или иначе сопри­касается с этой грубой реальностью, и мы справляемся с этим так, как нас научили с самого начала. У кого-то из нас возможность использовать объективно проверяемые вещи, объективировать субъективное, была настолько проста, что фундаментальная проблема иллюзии, очевидно, была утрачена. Если только это не больные или истощенные люди, которые не знают, что существует проблема взаимоотношений на данный момент или у них возни­кают какие-то ложные ощущения, и тогда им кажется, что психи­чески нездоровые люди совсем другие, чем они. С другой стороны, кто-то из нас осознает собственную тенденцию к субъективному, что мы считаем более важным, чем дела во внешнем мире, и тогда психическое здоровье может показаться нам чем-то обыденным, а привычные задачи - абсолютной рутиной.

Одна из возможностей выхода из всего этого - сновидения и возможность их запоминания. Во сне мы все время мечтаем, а просыпаясь, мы должны что-то привнести из мира грез в реаль­ную жизнь точно так же, как мы вынуждены признавать заверше­ние своих повседневных дел.

Наряду с этим, главным образом за счет художественного твор­чества и художественного опыта, мы поддерживаем необходимые мосты между субъективным и объективным? Именно поэтому, как мне кажется, для нас столь важна одинокая борьба создателя в любой художественной форме. Художник постоянно выигрыва­ет блестящие сражения в войне, не имеющей, однако, конечного результата (и это важно как для него самого, так и для всех нас). Окончательным результатом во всем этом будет найти то, что не соответствует действительности, а именно: то, что предлагает мир, идентичное с тем, что создает человек.

Здесь мне бы хотелось привести одну иллюстрацию. Мужчине приснился сон, что находясь за рулем, он увидел огромный авто­мобиль, несущийся прямо на него на огромной скорости. Это была такая яркая вспышка света. Он сворачивает налево, при этом точ­но зная, если бы он не проснулся, произошла бы страшная авария. После этого сновидения ему тут же вспомнилось, как он врезался головой в столб, когда он шел вместе со своей матерью еще совсем маленьким ребенком. Он сразу же вспомнил об этом, ведь такое не забывается никогда. И вдруг ему показалось, что этого не было на самом деле. Он шел со своей матерью, а рядом шел другой маль­чик с матерью, который из-за собственной рассеянности врезался в штангу, сильно поранил голову, и у него потекла кровь.

На самом деле благодаря анализу (его контакты с реальностью), теперь он понимал, что просто завидовал тому мальчику, который врезался в столб. Я имею в виду, что это столкновение в момент, когда все произошло, казалось ему настолько реальным, что проти­воречило его собственному росту и мучительным запретам, а также отсутствию чувства реальности в его контактах с матерью, что было вторично по отношению к подавлению Эдиповых желаний.

После этого прорыва в анализе у него возникло новое чувство о своей детской любви к ужасным явлениям в гангстерских филь­мах, всевозможным взрывам и тому подобное. Что касается меня, то я осознал, что в попытках разгадать всю сложную психологию поведения в детстве неразумно пренебрегать угрозой чувств не­реальности и утраты контакта. Думаю, вполне понятно, что то же самое относится и ко взрослым.

Итак, те, кто считает, что внешняя реальность не имеет смысла, в то время как рутина властвует, нуждаются в полном пересмо­тре (будь то музыка или живопись). Одна моя знакомая, у которой долгое время не было вообще никаких контактов, стала находить цвет в картинах Ван Гога болезненно реальным. С цветом у нее происходило то же самое, что и у мужчины в том сновидении с машиной. Если говорить о цвете, то это было слишком для нее (в плане физиологии), и ей нужно было уйти и вернуться на другой день, чтобы завершить свое посещение картинной галереи.

В работе с детьми можно наблюдать похожие вещи. Чувства не­реальности говорят о жажде чего-то нового. Это проявляется уже на начальных этапах кормления, в проблеме

ребенка, которому предлагается сначала одна пища, потом дру­гая, и первые несколько дней все идет хорошо, а потом он просто утрачивает интерес. Но новое может также оказаться болезнен­ным. Стоит иметь в виду, что для младенца всякое новое (будь то вкус, текстура, все то, что он видит или слышит) может оказаться точно таким же, что и цвет для моего друга, и еще причинять фи­зическую боль. Обычная хорошая мать делится какими-то новыми вещами, но учитывая способность младенца справиться с ними. В психиатрической практике, как я уже отмечал, можно попытать­ся как-то договориться с человеком (который совершенно ушел в себя), предоставив ему чрезвычайно упрощенную модель мира, в которую пациент может постепенно безболезненно вернуться. В анализе пограничных случаев такое возможно в определенном сеттинге в рамках аналитической сессии. Также это является обя­зательным условием для работы, основанной на словесных интер­претациях.

Резюме

Итак, я попытался сосредоточить ваше внимание на одном про­цессе, а именно: контакт человека с общей для всех реальностью, и то, как это происходит с самого начала жизни ребенка. Мне очень хотелось показать это сотрудничество между детским врачом и психиатром, прибегая к той терминологии, которая обычно ис­пользуется в клинике; и я попытался это сделать в анализе нор­мальных контактов с реальностью.

Конечно же, было трудно не замечать психосоматические рас­стройства, не обращая внимания на столь распространенные случаи тревоги, депрессии, ипохондрии и бреда преследования. Ведь педиатру приходится сталкиваться с этими вещами каждый день. Было непросто совсем уйти от патологических психотиче­ских регрессий и психотических нарушений, которые встречаются в детстве гораздо чаще, чем принято считать. Кроме того, трудно выбрать один только процесс, игнорируя при этом интеграцию и телесные ощущения. Тем не менее, я могу рассказать гораздо боль­ше, чем мне позволяет возможность сейчас, и я все же склонен считать, что лучше показать читателю, что предмет является не­простым, чем у него сложится ложное впечатление простоты.

Все эти вопросы неоднократно находили свое выражение у фи­лософов и психологов, а также психопатологов различных школ, которые пытались так или иначе показать собственное видение и ощущения. Я же в данном случае основывался на собственной клинической и психоаналитической практике.