Даже ребенок, у которого не было проблем с ранним эмоциональным развитием, а его структура личности удовлетворительная, подвержен всевозможным симптомам, порой очень серьезным; некоторые из них могут быть связаны со зрением. В качестве примера можно привести трение глаз. Как известно, ребенок может начать тереть глаза из-за блефарита, после кори или какой-либо другой инфекции, но здесь всегда будет какая-то дополнительная эмоциональная причина, а в некоторых случаях это может быть психологически предопределено. Но я здесь передо мной стоит одна из главных проблем: я не решаюсь описывать психологические вопросы перед аудиторией врачей. Врач, очевидно, должен лечишь и устранять симптом. Но в психологии это можно назвать своеобразной ловушкой и заблуждением. Нужно уметь замечать симптомы, не пытаясь вылечить их, ибо каждый симптом имеет свою ценность для пациента и зачастую лучше его вообще не трогать. В любом случае нужно уметь описывать психологические аспекты, не требуя сразу ответа на вопрос, как это можно вылечить. Чтобы лечить пациента с пользой, обычно приходится выполнять большую работу или делиться тяжелым бременем, и нелогично атаковать симптом, если не будет признан и не будет рассмотрен основной психический конфликт. Так или иначе ребенок может быть одиноким или депрессивным, а раздражение глаз может быть вызвано глазным зудом, что обычно связывают с сонливостью, как естественной защитой ребенка от непереносимых чувств. Или же, быть может, ребенок перевозбужден, и теперь ему нужно как-то справиться с этими непонятными для него ощущения, в том числе и возможным жжением век.
Я лучше остановлюсь на том, что ребенок воспринимает как отрицательное. Это ношение очков (что не позволяет им хорошо выглядеть). Многие дети не просто носят очки, но воспринимают это как наказание за их стремление хорошо выглядеть. Очки очень быстро приобретают некий смысл для ребенка, который их носит. Очки точно так же, как и какое-то приспособление во рту, или лонгет, или одежда, становятся частью индивидуальности ребенка, и очень часто очки воспринимаются как фетиш, но это скорее касается взрослых. Иногда можно встретить всевозможные перверсии, когда так важны глаза и очки, в реакциях детей на очки и осмотр глаз.
А теперь перейдем к самим глазам. Даже в обычной жизни, если говорить о функциях глаза, - это очень непростые функции; но что если глаз используется (бессознательно) вместо другого органа тела? Что если глаз подразумевает орган, содержащий в себе эректильную ткань и поэтому способный к изменению при возбуждении? В таком случае глаз становится не только органом зрения, но и частью тела, способной испытывать возбуждение. Тогда могут возникнуть различные симптомы. Одно из главных изменений - это кровоснабжение, пропорциональное такого рода потребностям, что в результате приводит к усталости глаз. Страхи, связанные с другим частям тела, становятся совершенно непереносимыми (когда речь идет о глазах), а за очками ребенка скрывается возбуждение, которое он всячески старается скрыть, чтобы не вызвать подозрение. Истерическая слепота связана с виной за то, что видит ребенок, особенно когда глаз делает нечто больше, чем просто наблюдает и контролирует. Вряд ли нам стоит ожидать от пациента осознания происходящего, да и нет никакого смысла в каких бы то ни было объяснениях или представлении о том, что ребенок должен силой воли преодолеть истерические симптомы. Лечение подобного случая - в том числе анализ психологических аспектов - должно включать в себя исследование причин смещения интереса от обычного органа (способного испытывать возбуждение) к глазу, как правило, не подверженному возбуждению. Всевозможное подавление воспоминаний, особенно там, где по-прежнему имеют место попытки контролировать исходную ужасающую ситуацию, может привести к параличу аккомодации. На мой взгляд, многие незначительные симптомы глаз, - например, моргание и общая усталость, - не имеющие определенной причины при ошибках в результате неадекватной рефракции, связаны с бессознательной виной за все то, что, очевидно, составляло табу.