Достаточно легко утверждать» что для ребенка важно то, что он видит, или же он просто боится слепоты, в то же самое время не справляясь с самыми разными страхами и надеждами.
Офтальмологи, работающие с детьми, обращают внимание на то, что к детям требуется особый подход. От знания анатомии, физиологии и патологии глаза будет мало пользы клиницисту, который не знает, как найти подход к ребенку; а этот навык во многом зависит от понимания офтальмологом чувств ребенка, а также его веры в надежды ребенка, подозрения и страхи. Ребенок очень быстро понимает, верит в него врач или нет, поэтому он разрешает врачу обследовать себя и даже эффективно сотрудничает с ним. Так что врач, доверяющий чувствам детей, кроме того, и хороший психолог.
Итак, в подавляющем большинстве случаев успешная психотерапия - именно такой рутинный процесс. С другой стороны, здесь можно нанести и вред. В качестве довольно яркого примера мне бы хотелось привести случай одной моей подруги, чье детство было омрачено вынесенным вердиктом некоего глазного хирурга, который во время осмотра констатировал следующее: «Она страдает от пигментной дистрофии сетчатки и скорее всего совсем потеряет зрение, когда вырастет». Безусловно, данный прогноз оказался неверным, но хирург не мог предположить, что это окажется столь важным дли такого маленького ребенка. Все детство девочки прошло и ожидании того» что она вот-вот ослепнет» она была вынуждена читать все» что попадалось ей под руку» и все время проверяла зрение. И только сейчас когда ей уже благополучно минуло пятьдесят она начинает верить, что несмотря на страшный прогноз врача, ей все же удастся избежать слепоты. Ребенок естественно чувствует, что он страж собственного зрения или любой другой части тела» и если он не позаботился о них должным образом» значит он не заслуживает доверия.
Я мог бы здесь ограничиться исключительно общими случаями» но мне необходимо описать психологическую болезнь (как это влияет на глаза)» Итак» я перехожу к каким-то общим случаям.
Здесь необходимо описать три группы психологических симптомов. Во-первых» это группа симптомов, которые проявляются у детей, структура личности которых вполне удовлетворительна. На другом полюсе мы имеем группу симптомов, связанных с дефективной личностной структурой (первичной или же вследствие регресса). Между ними можно выделить некую группу симптомов, связанную с депрессией. Конечно же, есть и иные разновидности, но я не имею возможности подробно рассмотреть