Резюме, тревога и нерешительность ребенка

Замечания о третьем этапе

Я достаточно произвольно разделил свои наблюдения на три этапа. Основное внимание я уделил первому этапа, показывая не­решительность ребенка и последующий конфликт. Второй этап также представляется мне достаточно интересным. Здесь ребенок чувствует, что он является счастливым обладателем ланцета и те­перь он может подчинить его своей воле или использовать его в качестве продолжения собственной личности. В данной статье я не касался этой темы. На третьем этапе младенец стремится изба­виться от ланцета, и я хотел бы прокомментировать это (показать истинный смысл).

Итак, на третьем этапе ребенок набирается смелости бросить ланцет, получая удовольствие от того, что он избавился от него. И здесь мне бы хотелось показать, как это взаимосвязано с игрой, описанной некогда Фрейдом (1920), когда мальчик пытается спра­виться с собственными чувства по поводу отъезда матери. Доволь­но долгое время я наблюдал детей в подобном сеттинге, не заме­чая или не признавая всей важности данного третьего этапа. Для меня был определенный практический смысл в открытии важно­сти этого этапа, ведь когда младенец на втором этапе испытывает разочарование от утраты ланцета, при достижении им третьего этапа ребенка уже можно отвлечь, и ланцет перестает быть чем-то важным для него.

Хотя я всегда знал о существовании игры с бобиной (описанной Фрейдом), и это неоднократно подталкивало меня к тому, чтобы подробно рассказать о детской игре, лишь в последние годы я смог увидеть непосредственную связь между своей третьей фазой и за­мечаниями Фрейда.

Теперь мне кажется, что мои наблюдения можно рассматри­вать как явный поворот назад, исходя из конкретных наблюде­ний Фрейда. Я думаю, что бобина, олицетворяющая мать ребен­ка, выбрасывается им, чтобы показать то, что он избавляется от матери, потому что бобина в его распоряжении - не что иное, как мать. Изучив этот полный цикл инкорпорирования, удержания и избавления, я теперь рассматриваю избавление от бобины как часть игры, все же остальное подразумевается или воспроизво­

дится на более ранней стадии. Иными словами, когда мать уходит, это не только потеря для ребенка внешней реальной матери, но и проверка его отношений с внутренней матерью. Эта внутренняя мать в значительной степени отражает его собственные чувства и может быть любящей или вызывающей ужас, или же быстро ме­няющей одни отношения на другие. Когда он начинает понимать, что может контролировать отношение к своей внутренней матери, включая его агрессивное избавление от нее (Фрейд очень наглядно это показывает), он может допустить исчезновение своей внешней матери, не слишком опасаясь, вернется она или нет.

В частности, не так давно (благодаря работе Мелани Клейн) я осознал ту роль, которую играет для младенца страх потери ма­тери или обоих родителей как ценного внутреннего обладания. Когда мать покидает ребенка, он чувствует, что потерял не только реального человека, но и некую важную составляющую в своем сознании, ибо мать во внешнем и во внутреннем мире по-прежне­му очень тесно связаны между собой в сознании младенца и более или менее взаимозаменяемы. Утрата внутренней матери, успев­шей стать для младенца чем-то невероятно важным (внутрен­ний источник любви, защиты, да и самой жизни), значительно усиливает угрозу потери реальной матери. Кроме того, младенец, выбрасывающий ланцет (на мой взгляд то же самое относится к мальчику с бобиной), не только избавляется от внешней и вну­тренней матери, которая вызвала его агрессию и была изгнана, но при этом может вернуться; я думаю, что он также интернализиру­ет внутреннюю мать, потерять которую он так страшится, чтобы доказать себе, что эта внутренняя мать, теперь представленная че­рез игрушку на полу, не исчезла из его внутреннего мира, не была уничтожена, но по-прежнему дружелюбно настроена и готова к игре. Все это позволяет ребенку пересмотреть свои отношения с вещами и людьми как внутри, так и снаружи.

Итак, один из самых глубоких смыслов третьей фазы в задан­ной ситуации заключается в том, что у ребенка появляется некая уверенность в судьбе собственной внутренней матери и ее отно­шении к нему; депрессивное настроение, связанное с тревогой по поводу внутренней матери, исчезает, и ребенок снова становится счастливым. Эти выводы, конечно, никогда бы не были сделаны только на основании наблюдений. В процессе анализа маленьких до гей (в ходе игры) мм можем видеть, что разрушительные тен­денции, угрожающие людям, которых ребенок любит во внешней реальности и н своем внутреннем мире, приводят к страху, чув­ству вины и печали. Ребенку так и будет чего-то не хватать, пока он не почувствует, что благодаря его активности в игре он что-то изменил и вернул тех людей, потерять которых он так боится.

Резюме

В данной статье я попытался описать способ, с помощью которого можно объективно наблюдать за младенцами; способ, основанный на объективном наблюдении за пациентами в ходе анализа и в то же время достаточно приближенный к ситуации дома. Я описал некую заданную ситуацию, представив то, что я считаю нормой (я имею в виду здорового ребенка), а также последовательность событий в такой заданной ситуации. В этой последовательности есть много моментов, когда может проявиться или подразумевается тревога; и на один из таких моментов, названный мной моментом нереши­тельности, я обратил особое внимание, приведя в качестве примера случай семимесячной девочки, у которой дважды развилась астма на данном этапе. Мне удалось показать, что нерешительность ука­зывает на тревогу и существование Супер-эго в сознании младенца. Таким образом, я предположил, что анализируя поведение ребенка, мы не можем не учитывать и детские фантазии.

Думаю, нам не составит труда разработать и другие заданные ситуации, в которых мы могли бы рассмотреть иные детские ин­тересы, иллюстрируя прочие инфантильные тревоги. Описанный мной сеттинг, как мне кажется, универсален, так как любой врач сможет использовать его. Конечно же, мои наблюдения могут быть подтверждены или видоизменены; но наряду с этим это некий практический метод, с помощью которого некоторые принципы психологии могут быть доказаны клинически, без причинения вреда пациентам.