Нерешительность, в первую очередь, это явный признак тревоги, хотя это и считается нормой.
Как заметил Фрейд (1926): «тревога по поводу чего-то». Итак, здесь есть две вещи, которые следует обсудить: все то, что происходит в теле и сознании в состоянии тревоги, и то, по поводу чего человек тревожится.
Если мы зададимся вопросом, почему ребенок проявляет нерешительность - самый первый импульсивный жест, - наверное, все мы сойдемся во мнении, что это проявление Супер-эго. Размышляя о том, как это формируется, я пришел к выводу, что, вообще естественная нерешительность ребенка не может объясняться родительским отношением. Но это не значит, что я не учитываю возможность того, что ребенок так поступает потому, что он научился ждать (ведь мать может не одобрить его поступка или даже рассердиться), когда он за чем-то тянется или пытается схватить в рот. В некоторых случаях родительское отношение крайне важно.
Я научился довольно быстро дифференцировать матерей, строго-настрого запрещающих своим детям брать что-то грязное в рот; при этом в целом я могу сказать то, что матери, которые приходят в мою клинику, как правило не стараются препятствовать естественному интересу ребенка. Среди этих матерей есть и такие, которые приносят своих детей, потому что они замечают, что дети перестали что-то тянуть в рот, признавая это определенным симптомом.
Кроме того, в этом довольно раннем возрасте, когда ребенку еще не исполнилось четырнадцати месяцев, имеет место эта подвижность характера, из-за чего такого рода запреты матери воспринимаются как чрезмерные. Я говорю матери: «Он может это сделать, если хочет, но не нужно поощрять его.
Нели мать действительно очень сильно рассердилась, и у ребенка есть все основания полагать, что она рассердится и во время консультации, когда он потянется да ланцетом, здесь мы уже имеем дело с фантазиями младенца (некие нехорошие предчувствии), как и в обычном случае, когда ребенок проявляет нерешительность, несмотря на то, что мать вполне терпима к такому поведению и даже ожидает его. «Нечто», в отношении чего ребенок испытывает тревогу, - все это в сознании ребенка, в его представлении о зле или строгости; и уже в какой-то новой ситуации все эти представления ребенка могут быть просто спроецированы. Когда у ребенка нет опыта запретов, нерешительность предполагает конфликт, или же наличие в его сознании фантазии, соответствующей воспоминаниям о реально строгой матери. В любом случае ему необходимо сначала обуздать свой интерес и желание, и только потом он сможет вернуться к своему желанию постольку, поскольку проверка окружения дала ему удовлетворительные результаты. Для этого же должен быть соответствующий сеттинг.
Итак, можно сделать вывод, что это «нечто», в отношении чего ребенок испытывает столь сильную тревогу, имеет огромное значение для младенца. Для того, чтобы как можно больше понять об этом «нечто», нам необходимо опираться на знания, полученные в ходе анализа детей в возрасте от двух до четырех лет. Я отмечаю именно этот возраст, потому что как раз с такими детьми работала Мелани Кляйн; и на мой взгляд любой, кому доводилось работать с двухлетками, согласится со мной, что есть нечто в такого рода анализе, что невозможно получить даже в анализе детей 3,5-4, 5 лет и уж точно в анализе детей в латентный период. Одна из характерных черт двухлетнего ребенка - это то, что первичные оральные фантазии, а также связанные с этим тревоги и защиты, четко разграничены с вторичными и высоко организованными психическими процессами.
Представление о том, что у младенцев также есть фантазии, разделяется далеко не всеми, но наверное все, кому доводилось анализировать детей в возрасте двух лет, согласятся с тем, что даже у младенца семи месяцев, как в случае с астмой у ребенка, есть фантазии. Они пока еще не привязаны к каким бы то ни было словесным презентациям, но при этом полны содержания и эмоций, и можно говорить о том, что они обеспечивают некий фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая фантазийная жизнь ребенка.
Эти фантазии ребенка связаны не только с внешним окружением. но и всеми теми людьми, которые принимают участие в его жизни и судьбе, - сначала давая ему пищу, а впоследствии уже в процессах иного порядка, - помогая ему в формировании этой внутренней реальности. Ребенок чувствует какие-то вещи внутри (хорошо это или плохо) точно так же, как он воспринимает внешнее окружение. То, какими качествами он наделяет эти предметы, зависит от относительной приемлемости цели в общем процессе. Это, в свою очередь, зависит от силы деструктивных импульсов по отношению к позитивным импульсам, а также от способности ребенка переносить тревогу, связанную с деструктивными тенденциями. Кроме того, учитывая вышесказанное, характер защит ребенка также следует принимать во внимание, в том числе то, насколько у него развита способность пересматривать собственные решения. Здесь мы могли бы подвести некоторый итог, утверждая, что способность ребенка удерживать то, что для него дорого, -сохраняя при этом веру в объект собственной любви, - очень важно для того, насколько хорошо или плохо он воспринимает какие-то веши (внутренние или внешние); это же отчасти верно даже младенца, которому всего несколько месяцев от роду. Кроме того, как неоднократно показывала Мелани Кляйн, у ребенка постоянно происходит взаимный обмен и тестирование внутренней и внешней реальности; внутренняя реальность постоянно наращивается и обогащается благодаря инстинктивному опыту по отношению к внешним объектам и взаимодействию с внешними объектами (как ребенок воспринимает это взаимодействие); в восприятии же внешнего мира немаловажную роль играет внутренний мир ребенка.
Те убеждения и взгляды, накопленные нами благодаря анализу детей младшего возраста, могут быть применены и в обратном направлении - в работе с детьми первого года жизни; точно так же, как и Фрейд применял открытия, сделанные им в ходе анализа взрослых, в работе с детьми, и не только в случае с конкретным пациентом, но и с детьми в целом.
На самом деле за младенцами наблюдать очень полезно и даже необходимо. Хотя иногда анализ двухлетних детей говорит нам гораздо больше о ребенке, чем мы могли бы получить в ходе непосредственного наблюдения за младенцем. И это неудивительно; уникальность психоанализа, как инструмента исследования, насколько нам известно, заключается в его способности обнаружить бессознательную часть, связав ее с сознательной и, таким образом, дает нам полное понимание человека, который находится в анализе. Это применимо даже к младенцу и маленькому ребенку, хотя прямое наблюдение, конечно же, может многое сказать нам, если мы действительно знаем, куда смотреть и что искать. Наиболее правильным будет получить как можно больше как из наблюдения, так и анализа, делая этот процесс взаимозаменяемым.
А теперь мне бы хотелось сказать несколько слов о физиологии тревоги. Разве мы не упоминали о том, - говоря о задержках развития, - что физиологию тревоги невозможно
описать простой терминологией просто потому, что она совершенно разная в разных случаях и в разное время? Дело в том, что тревога может выражаться и в бледности, и потливости, и рвоте, и диарее и тахикардии. При этом мне было довольно интересно отметить у себя в клинике, что на самом деле существует несколько взаимоисключающих проявлений тревоги, независимо от того, какой орган или функцию мы рассматриваем. У тревожного ребенка во время физического обследования сердца в клинике сердце может начать учащенно биться или же практически остановиться (одна или другая крайность). Для того, чтобы понять происходящее, наблюдая за этими симптомами, мне кажется, мы должны знать кое-что о чувствах и фантазиях ребенка, и, соответственно, волнении и гневе, а также возможности защититься от них.
Диарея, как известно, не всегда вопрос только физиологии. Аналитический опыт работы с детьми и взрослыми показывает, что часто процесс, сопровождающий бессознательный страх каких-то определенных вещей, того, что находится внутри, будет вредить человеку, если это так и не выйдет наружу. Человек может знать, что он боится каких-то импульсов, хотя, конечно же, это только часть истории, потому что также верно и то, что он подсознательно боится каких-то конкретных плохих вещей, где-то существующих для него. «Где-то» означает либо снаружи, либо внутри - как правило, как снаружи, так и внутри. Конечно же, эти фантазии могут в некоторых случаях и осознаваться (придавая яркость ипохондрическим описаниям боли и всевозможных ощущений).
Если мы рассматриваем нерешительность младенца в заданной ситуации, мы можем сказать, что психические процессы, лежащие в основе колебаний, похожи на те, которые лежат в основе диареи, хотя и противоположны по своему действию. В данном случае я говорю о диарее, хотя можно взять и любой другой физиологический процесс, который может оказаться преувеличенным или угнетенным бессознательной фантазией о происходящем, чтобы повлиять на конкретную функцию или орган. Точно так же, говоря о нерешительности младенца в заданной ситуации, можно сказать, что даже если поведение ребенка является проявлением страха, мы можем описать ту же нерешительность с точки зрения бессознательных фантазий. То, что мы видим, является результатом того, что импульс младенца - протянуть руку и взять предмет - подвергается контролю вплоть до временного отказа от импульса.
В моем случае, представленном здесь для иллюстрации определенной методики, контроль затрагивает бронхиальную трубку. Было бы интересно обсудить относительную важность контроля бронхо» как органа (замещение контроля, скажем, мочевого пузыря) и контроль а а выдохом или дыханием, которых бы вообще могло не быть, если бы они не контролировались. Выдох вообще может восприниматься ребенком как нечто опасное, если это связано с какой то опасной идеей - например, идея, чтобы дотянуться и взять. Дли младенца, столь тесно находящегося в контакте с материнским телом и содержанием груди, что он воспринимает это как должное, идея дотянуться до груди никоим образом не является удаленной, а страх дотянуться куда-то внутрь (материнскою тела) может достаточно легко ассоциироваться в сознании ребенка вовсе не с дыханием.10
Итак, мы можем видеть, что понятие опасного дыхания или опасною вдоха или органа (связанного с опасным дыханием) еще раз приводит нас к фантазиям ребенка.
Я совершенно убежден в том, - и это совсем не случайно, - что ребенок может заболеть астмой, а потом она у него проходит (это явно связано с контролем за импульсом в двух разных случаях, поэтому имеет смысл рассматривать каждую деталь наблюдения отдельно).
Не затрагивая сейчас отдельного случая младенца с астмой и возвращаясь к нормальной нерешительности младенца заполучить ланцет, мы видим, что эта опасность существует в сознании младенца и может быть объяснена только предположением, что у ребенка есть фантазии или нечто, соответствующее им.
А теперь давайте разберемся, что же означает ланцет? Отпет на этот вопрос будет довольно сложным, так как ланцет означает совершенно разные вещи.
То, что ланцет может означать грудь, не вызывает никаких сомнений. Легко сказать, что ланцет означает и пенис, но это все же совершенно другое, никак не похожее на грудь; ибо ребенок, столь хорошо знакомый с грудью или бутылкой, очень редко может что-то знать о пенисе у взрослых. В подавляющем большинстве случаев пенис - это фантазии младенца о том, что должно быть у мужчины. Иными словами, мы называем это пенисом, а на самом деле это могут быть просто фантазии ребенка о том, что у отца тоже есть что-то, напоминающее материнскую грудь, просто это больше связано с отцом, чем с матерью.
Ребенок может также основываться на собственных генитальных ощущениях, а также фантазийном материале.
На самом деле, как мне кажется, то, что ребенок позже узнает, что значит пенис, ранее он воспринимает как некое материнское качество, например, жизнерадостность, пунктуальность с кормлением, надежность и так далее, или же нечто такое в ее груди, что обращает на себя внимание или ее наполненность, или в ее теле это связано с позой, или сотни других вещей, в сущности не столь важных. Это как если бы ребенок, пока он сосет молоко, в своих фантазиях опускал руку, или проникал вглубь, или пытался прорваться в материнское тело, в зависимости от силы импульса и его агрессивности, забирая от груди все то хорошее, что там есть. В бессознательном этот объект, связанный с достижением импульса, можно сравнить с тем, что впоследствии будет известно ему как пенис.
Кроме того, помимо груди и полового члена (что может означать ланцет) ланцет может также означать людей; наблюдения за детьми очень точно показывают, что ребенок четырех-пяти месяцев уже в состоянии воспринимать людей в целом (через глаза), чувствуя настроение человека, его одобрение или неодобрение, или же улавливая определенную разницу между одним человеком и другим.
Еще бы мне хотелось отметить, объясняя нерешительность младенца по отношению к фактическому опыту, связанному с неодобрением матери, что вполне можно предположить следующее: нормальный или уже достаточно развитый ребенок способен воспринимать людей в целом. Это далеко не всегда так, и некоторые дети, явно проявляющие интерес и страх перед ланцетом, тем не менее не могут составить представления о человеке в целом.
Ежедневное наблюдение за детьми показывает, что дети с возрастом - конечно же в обсуждаемой нами возрастной группе от пяти до тринадцати месяцев это происходит гораздо реже - как правило, не только узнают людей, но и ведут себя по-разному по отношению к разным людям.
В заданной ситуации ребенок, которого я наблюдаю, дает мне важный ключ к пониманию состояния его эмоционального развития. Он может видеть в ланцете только вещь, которую он берет или бросает, но при этом никак не связывает с человеческим существом. Это означает, что у него пока еще не развита эта способность или же он утратил ее (способность видеть человека в целом за частью какого-то объекта). Или же он может показать, что он видит меня или мать за этим ланцетом, и он ведет себя так, как если бы это было частью меня (или матери). В данном случае, если он берет ланцет, - это сродни тому, что ему удалось захватить грудь собственной матери. Или, наконец, он может видеть мать и меня, думая при этом о ланцете (в его представлении это может быть нечто взаимосвязанное одновременно с матерью и со мной). И в этом случае, забирая или оставляя ланцет, он дифференцирует отношения между двумя людьми - отцом и матерью.
Существуют и промежуточные стадии. Например, некоторые дети явно предпочитают рассматривать ланцет, как нечто, связанное с миской, и они неоднократно пытаются достать его из миски, пытаясь чем-то заменить (и делают это с явным интересом, удовольствием и, возможно, возбуждением).
Они, кажется, находят интерес к двум объектам одновременно более естественным, чем интерес к шпателем, как вещь, которую можно взять от меня, кормили матери, или хлопнула по столу.
Только реальные наблюдения позволяют нам оценить должным образом то многообразие вариаций, которые мы можем видеть у большинства детей в достаточно простом сеттинге, который так легко обеспечить.
Ребенок, если у него хватает для этого возможностей, может общаться с двумя людьми одновременно, со мной и с матерью. Это требует определенного эмоционального развития выше, чем признание одного человека в целом, и это действительно правда, что невротикам крайне тяжело устанавливать связь с двумя людьми одновременно. Так, неоднократно отмечалось то, что взрослым невротикам удается установить хорошие отношения с одним из родителей, в то время как он испытывает трудности в отношениях с обоими. Этот шаг в развитии младенца, когда он становится | способен выдерживать отношения с двумя одинаково значимыми I людьми (как правило, речь идет об обоих родителях), очень важен ] для него; и пока он не пройдет этот этап, он не сможет продолжать удовлетворительное развитие в социуме или семье. По моим наблюдениям, этот важный шаг впервые проходится в течение первого года жизни.
До того, как ребенку исполнится год, у него может возникать такое чувство, что он лишает других вещей, которые являются хорошими или даже необходимыми из жадности, вызванной его любви. Это чувство соответствует его страх, который может легко подтверждаться его опытом, когда он лишен груди или бутылки, а также любви и материнского внимания, когда ее обществом наслаждается кто-то другой. На самом деле это может быть отец или другой ребенок. Ревность и зависть - по сути прежде всего оральные - увеличивают жадность, но также стимулируют и генитальные желания и фантазии, способствуя тем самым расширению либидинозных желаний и любви, равно как и ненависти. Все эти чувства сопровождают первые шаги в установлении отношений с обоим родителями у грудного ребенка - шаги, которые также представляют собой первые шаги его Эдиповой ситуации, как прямой, так и инвертированной. Конфликт между любовью и ненавистью, что влечет за собой чувство вины и страх потерять любимый объект сначала только в отношениях с матерью, потом распространяется и на отношения ребенка с обоими родителями и очень скоро - с братьями и сестрами. Страх и чувство вины, вызванные деструктивными импульсами и фантазий младенца (к этому добавляется опыт фрустраций и несчастий), свидетельствуют о том, что если он будет слишком сильно желать грудь матери, тем самым он будет лишать ее отца и других детей, а если он захочет какую-то часть отцовского тела, соответствующую материнской груди, тем самым он будет лишать мать и других. Именно в этом и состоит одна из трудностей в создании счастливых отношений между ребенком и обоими родителями. Я так и не смог решить этот непростой вопрос взаимосвязи между жадностью ребенка и теми различными способами, позволяющими ему контролировать эту жадность или как-то противодействовать ей, постоянно что-то меня и восстанавливая, но совершенно очевидно то, что это очень непросто дается ребенку, когда ему приходится устанавливать отношения сразу с двумя людьми, а не с одной только матерью.
Мы хорошо помним, что в случае с астмой, я говорил именно о взаимосвязи между возрастающей способностью ребенка использовать одновременно ланцет и миску в конце игры, а также одновременном желании и страхе в отношениях с двумя людьми.
А теперь возьмем ситуацию, когда младенец колеблется, сможет он или нет удовлетворить свою жадность, не вызывая при этом гнева и недовольства по крайней мере одного из двух родителей, которая будет проиллюстрирована в заданной ситуации (мои наблюдения, очевидные для всех). Для любого нормального ребенка одна из самых больших проблем - установление отношений с двумя людьми одновременно. В такого рода заданной ситуации мне удалось быть свидетелем первого успеха в этом направлении. Бывают периоды, когда я вижу в поведении младенца успехи и неудачи, испытываемые им в его попытках установить отношения с двумя людьми одновременно у себя дома. Иногда я становлюсь свидетелем начала непростой фазы, а иногда и спонтанного выздоровления.
Это как если бы оба родителя позволили младенцу удовлетворить его желания, в отношении которых он испытывает довольно противоречивые чувства, терпя при этом его чувства в отношении их самих. В моем присутствии он не всегда способен использовать то, что я учитываю его интересы, или же он может это делать только постепенно.
Когда ребенок отваживается, наконец, взять ланцет и присвоить его себе, при этом в общем-то не нарушая стабильности непосредственного окружения, это действует как своего рода наглядный урок, который имеет терапевтическое значение для ребенка. В рассматриваемом нами возрасте, да и вообще в детстве подобный опыт является не просто временно обнадеживающим: кумулятивный эффект счастливых переживаний и стабильной и дружественной атмосферы, окружающей ребенка, формирует у него уверенность в людях и внешнем мире, а также общее чувство безопасности. Вера ребенка в хорошее, а также отношения внутри себя, тоже усиливается. Подобные маленькие шаги в решении основополагающих проблем постоянно происходят в жизни детей грудного и ясельного возраста, и всякий раз, когда проблема решается, что-то добавляется к общей стабильности ребенка, а его эмоциональное развитие укрепляется нее больше и больше. Так что вряд ли вас удивит мое замечание, что в процессе собственных наблюдений я также способствую определенным изменениям в направлении здоровья.
Я наблюдал эту болезнь от начала до конца у девятимесячной девочки. Прежде всего ее беспокоили боли в ухе, а вторичным было психологическое расстройство, связанное не только с отсутствием аппетита, но и тем, что она вообще перестала что-либо тянуть и брать в рот. В заданной ситуации ребенку было достаточно только увидеть ланцет, чтобы у нее начались тяжелейшие нарушения. Она сразу отталкивала его, как будто это вызывало у нее страх. В течение нескольких дней, в подобной заданной ситуации было ощущение острой боли (у нее начинались острые колики там, где обычно мы имеем дело с нерешительностью), и было бы неправильным, чтобы достаточно долгое время ребенок находился в такой болезненной ситуации. Боли в ухе вскоре прошли, но прошло еще две недели, прежде чем к младенцу снова вернулся интерес к объектам. Последний этап выздоровления наступил в тот момент, когда ребенок находился со мной. Она схватила ланцет, украдкой пытаясь засунуть его в рот. Потом она набралась смелости, засунув его в рот полностью, и у нее началось обильное слюноотделение. Таким образом, вторичную психологическую болезнь также удалось побороть, и мне рассказывали, что дома она снова все тянет в рот, как это было до начала болезни.