Использованные техники в иллюстрируемом случае

Отклонения от нормы

Я уже говорил о том, что для нас крайне важным является лю­бое отклонение от того, что принято считать нормой в заданной ситуации.

Наиболее важной и интересной для нас будет первоначальная нерешительность, которая может быть либо преувеличенной, либо вообще отсутствовать. Один ребенок не будет проявлять совершенно никакого интереса к ланцету, и пройдет достаточно много времени, прежде чем станет известно о его интересах или же когда ему хватит смелости проявить этот интерес. Другой ребе­нок, напротив, буквально за секунду схватит этот ланцет и сразу же потянет его в рот. И в том, и в другом случае мы имеем некото­рое отклонение от нормы. Если запрет ярко выраженный, для ре­бенка это довольно травматично при том, что запрет может быть действительно довольно жестким.

В другом случае отклонения от нормы ребенок старается схва­тить ланцет и сразу же бросить его на пол, и повторяется это ровно столько раз, сколько ланцет возвращают на место.

Наверняка существует некая корреляция между этими и други­ми отклонениями от нормы, а также отношением младенца к еде и к людям.

Использованные техники в иллюстрируемом случае

Итак, заданная ситуация является своеобразным инструмен­тарием, который может быть адаптирован любым наблюдателем в процессе наблюдения за любым младенцем, который оказыва­ется в его клиники. Прежде чем перейти к обсуждению теории нормального поведения младенца в заданном сеттинге, в качестве примера я приведу один случай (ребенок, страдающий астмой).

Поведение астматика - дважды был приступ, который внезапно начинался, а потом проходил, пока ребенок находился под наблю­дением, - возможно, покажется довольно хаотичным, если бы не тот факт, что ребенок постоянно находился под наблюдением и ее поведение можно было сравнить с поведением других детей в том же сеттинге. Благодаря специальной технике мы смогли увидеть, что астма была связана с определенным чувствами и неким важ­ным этапом в знакомой последовательности событий.

Маргарет, девочка семи месяцев, которую приносит ко мне мать, потому что предыдущей ночью у нее было крайне затруднен­ное дыхание. А вообще это довольно жизнерадостный ребенок, у которого нет проблем со сном или едой. У нее хорошие отноше­ния с обоими родителями, особенно с отцом, который работает в ночную смену и поэтому много занимается девочкой. Она уже произносит «па-па», но не «ма-ма». Когда я интересуюсь: «К кому она обращается за помощью?» мать отвечает: «Она бежит к отцу; он может заставить ее лечь спать». У девочки есть сестра, на шест­надцать месяцев старше. Она вполне здорова, и детям нравится быть вместе и играть между собой, хотя рождение младшей дочки в свое время вызвало некоторую ревность у старшей.

Мать рассказывает, что у нее самой началась астма, когда она только забеременела этой девочкой, а второй было всего семь ме­сяцев. Буквально за месяц до консультации она была в ужасном состоянии, но после того случая астма не возвращалась. У ее соб­ственной матери также началась астма во время беременности. Отношения между Маргарет и матерью хорошие, девочка давно находится (удовлетворительно) на грудном вскармливании.

Такой симптом, как астма, не может быть ни с чем связан. Мать рассказывает, что в течение трех дней Маргарет постоянно воро­чается во сне, спит по десять минут, а просыпаясь, сразу кричит. Вот уже месяц, как она не вытаскивает кулака изо рта, а в послед­нее время во всем этом проявляется некая компульсивность и тре­вога. В течение трех дней у нее сохраняется небольшой кашель, но свистящее дыхание появилось только в ночь перед консультацией.

Интересно отметить поведение ребенка в заданной ситуации. Тогда я делал очень подробные записи. «Я положил на столе лан­цет под углом 90 градусов, и ребенок сразу же заинтересовался им; она стала рассматривать его, затем посмотрела на меня и тяжело вздохнула. Это продолжалось в течение пяти минут, пока ребенок смог наконец решиться и взять в руки ланцет. Наконец, все-таки взяв его, сначала она никак не могла решиться засунуть его в рот, несмотря на то, что ей очень этого хотелось. Через какое-то время она понимает, что все-таки может взять его, как будто у нее появ­ляется некая уверенность. Как только она начинает тянуть в рот ланцет, я замечаю обильное слюноотделение у нее изо рта, и вот наконец долгожданное удовольствие». Следует отметить, что та­кое поведение соответствует тому, что я называю нормой.

На второй консультации Маргарет уже протягивает ручку, что­бы взять ланцет, но опять же проявляет нерешительность точно так же, как и при первом посещении, и снова только постепенно она берет его в рот, получая от этого удовольствие. Сейчас ей уже больше нравится облизывать его, и она издает определенные зву­ки при жевании. Вскоре она специально бросает его, а потом берет снова, издавая при этом громкие и радостные звуки. Сначала она играет с ним, потом бросает, затем снова берет в рот, крутит в руках и уже начинает интересоваться другими объектами, лежащи- I ми под рукой, в том числе чашкой. В конце концов чашка выскаль- I зывает у нее из рук, и поскольку очевидно, что ей хотелось бы спуститься вниз, мы опускаем ее на пол (чашка и ланцет тоже уже внизу). И вот уже мы можем наблюдать, как она играет с ними - с пальчиками ног, ланцетом и чашкой, но не ланцетом и чашкой одновременно. Наконец, ей удается захватить ланцет и уже кажет­ся, что она будет играть с ними вместе, но она уже устремляется с ланцетом совершенно другом направлении от чашки. Как только ланцет возвращается на место, она сразу же начинает издавать им громкие звуки, ударяя об чашку.

(В данном случае основная часть содержится в первой части описания, но я все же представляю весь случай целиком, посколь­ку каждая деталь здесь может представлять огромный интерес. Например, ребенок лишь постепенно помещает два объекта вме­сте. Это очень интересно и указывает на сложности, с которыми она сталкивается, а также говорит о том, что теперь ей легче об­щаться с двумя людьми одновременно. В целях более подробного объяснения я еще вернусь к этому вопросу позже)

Описывая поведение ребенка в заданной ситуации, я пока еще ничего не сказал о том, когда в действительности стала развиваться астма. Итак, ребенок сидел на коленях у матери, нас разделял только стол. Мать поддерживает девочку за спину обеими руками.

Поэтому не составляло труда догадаться, когда именно у ребенка возникли первые астматические проявления. Мать старалась дер­жать именно в местах преувеличенного движения грудной клетки (у нее было учащенное дыхание, и выдох давался ей также с боль­шим трудом). Так что мать так же, как и я, сразу могла обратить на это внимание. Астматические проявления можно было видеть в обоих случаях, когда ребенок проявлял нерешительность, взять ли ей ланцет. Она прикладывает руку к ланцету, и вдруг - уже кон­тролируя тело, руку и то, что находится рядом, -у нее начинается астматический приступ, когда любой контроль становится уже не­возможен. Как только у нее появляется хоть какая-то уверенность (ланцет уже во рту, начинается слюноотделение, неподвижность сменяется радостью от активности, а наблюдение переходит в са­моуверенность) в этот момент приступ астмы прекращается.

Через две недели у ребенка уже нет никаких признаков аст­мы (кроме тех двух случаев в рамках консультации)..8 За послед­нее время (в течение 21 месяца после описанного мной эпизода) у ребенка не случалось приступов астмы, хотя, конечно, же риск по-прежнему остается.9

Взяв за основу данный способ наблюдения, теперь я могу сде­лать некоторые выводы относительно приступов астмы и взаимос­вязи с чувствами ребенка. Основной вывод, который я бы сделал здесь, - это достаточно тесная взаимосвязь между бронхоспазма­ми и тревогой, и эта связь бесспорна. И поскольку мы наблюдали ребенка в известных условиях, для него астма была связана имен­но с тем моментом, когда имеет место нерешительность, а всякая нерешительность предполагает психический конфликт. Итак, мы можем видеть возбуждение импульса. Этот импульс временно контролируется, и астма совпадает в обоих случаях с периодом контроля импульса. Данное наблюдение, в особенности если оно подтверждено аналогичными наблюдениями, может послужить основой для дальнейшего обсуждения эмоционального аспекта астмы, особенно наряду с наблюдениями, сделанными в ходе пси­хоаналитического лечения астмы.

8 Но мать говорит обратное.

9 Мать опять же утверждает, что все не столь радужно и это так и будет пресле­довать их.