Аппетит и эмоциональные нарушения. Случаи

Случай 1. Мать привела сына в больницу с подозрением на порок полового члена (гипоспадия). Вот что она рассказывает: «Доктор говорит» что это выглядит так, как будто у него и не было крайней плоти еще до рождения, и меня это очень страшит». У мальчика была очень темная кожа, и я попросил ее рассказать мне, проявилось ли это в последнее время или же так было всегда. Надо сказать, эта пигментация всегда очень беспокоила ее. Она попы­талась это как-то объяснить летними каникулами (здесь явно не было никакой связи) и так далее. Наконец, она признается: «Да, я помню, он таким и родился; врач сказал, что он выглядит таким загорелым. А я ответила ему, что это вполне понятно - ведь он там провел столько времени».

Фантазии о беременности включают в себя грубые фантазии о происходящем внутри и позволяют избавиться от страхов по по­воду деструктивных элементов, от которых ребенку иногда трудно . отказаться. Но все дело в том, что матка не внутри. Мальчики принимают эту защиту наряду с девочками. Сначала мать беременеет, потом живот спадает и вот уже можно видеть миленькое человеческое существо. Таким образом, идея в целом принимается.

Случай 2. Маленького мальчика доставили в больницу из-за бо­лей в животе. Меня часто просят осмотреть детей, локализация боли которых не совсем понятна. Этот мальчик пока еще не ре­шил для себя, где именно у него болит, но это явно было связано с каким-то внутренним органом. На самом деле это была даже не боль, а что-то внутри него. И все это было связано с тем, что его мать только что родила ребенка. Он поверил в то, что и у его вну­три тоже ребенок. Должно быть, это был мальчик. Он не хотел по­терять ребенка, предпочитая сохранить его внутри. Это было так или иначе связано с его любовью к отцу.

Такого рода фантазии могут возникнуть достаточно легко, но я не думаю, что ребенку это что-то даст, если кто-то ему укажет на это. И, конечно же, в некоторых случаях ребенку может быть не очень приятно, если его секреты станут всем известны. Но подоб­ного материала достаточно много.

Вот еще один случай, в котором девочка рассказывала мне о фантазиях в отношении ее тела.

Случай 3. Мой помощник обратился ко мне за советом. Речь шла о девочке Хизер, которая расчесывала половые органы (это началось у нее где-то в два года) настолько, что они постоянно вос­палялись и болели. Не так давно она только попыталась это сде­лать, чем сразу же вызвала гнев учителей. Цистит или глисты не выявлены; иных заболеваний физиологического характера также не обнаружено. Может ли это быть психологического характера?

Я ответил своему помощнику, что подобное нарушение мо­жет быть действительно психологического характера. Поэтому я согласился встретиться с девочкой и ее матерью (довольно часто прибегающей к запретам). В моем распоряжении было всего не­сколько минут, поэтому я должен был поставить хоть какой-то диагноз. Передо мной была хорошенькая и здоровая девочка, до­вольно пухленькая, несмотря на плохой аппетит, и вполне счаст­ливая, совсем не тревожная, пожалуй, немного задумчивая.

Я нахожу ее очень ухоженной. Она единственный ребенок в семье, а ее родители очень респектабельные люди. Поэтому ей не разрешается одной выходить на улицу, и она редко вообще с кем-либо играет. Тем не менее, в школе у Хизер есть друзья, если же говорить о нашей проблеме (компульсивное расчесывание ге­ниталий), то ее корни гораздо глубже.

Я прошу мать выйти из комнаты, и Хизер тут же начинает рас­сказывать мне о своих страшных снах. Единственным спасением от них может быть только то, что ей приходится лежать с открыты­ми глазами. Теперь совершенно очевидно, что у девочки не только тревожные сны, но и визуальные галлюцинации, иногда совер­шенно ужасные, а порой - прекрасные. По ее словам, ей хотелось бы найти что-то хорошее, чтобы как-то сгладить весь этот негатив. Самое важное здесь то, что ей чудятся какие-то коричневые суще­ства, выползающие из щелей. Ей бы хотелось дать название этим гротескным и плохим созданиям и странным животным.

Ей все время кажется, что от и коричневые создания ползают прямо по ей, и ей нужно избавиться от них.

Я осмеливаюсь задать ей вопрос. «И как они проникают в тебя?»

«Ну» они попадают ко мне с едой. Мы же види те, я очень люблю печень и колбасу, и они тоже преимущественно коричневые.

Не так сложно предположить, что в бессознательных фантазиях она поглощала всех этих хороших и плохих людей и вообще самых разных лиц; а по законам любви и ненависти это было одновре­менно как обогащением, так и обременением со всеми этими при­ятными и ужасающей гротескными созданиями и ее внутреннем мире. В мечтаниях она наслаждалась своим сказочным миром, но за это ей приходилось платить соответствующую цену (насколько она плохая), поэтому она расчесывала половые органы.

Ее симптом, по сути служит указанием на то, насколько она плохая, что позволяет ей сохранять ее сказочный мир.

Проиллюстрировав смысл оральной фантазии и особых фанта­зий о происходящем внутри, мне бы хотелось привести несколько обычных историй с тем, чтобы показать, насколько часто в педиа­трической практике нам приходится сталкиваться с нарушениями пищевого поведения.

Мне не требуется напоминание, что ценность всех моих наблю­дений зависит от сферы распространения и пределов физическо­го заболевания (инфекции, расстройства пищеварения и т.д.). Но для того, чтобы быть до конца уверенным в этом, я должен обя­зательно учитывать как физиологическую, так и психологическую составляющую. В связи с этим я могу высказать предположение, что наши психологические исследования потерпели фиаско из-за недостаточного контроля за физиологией и непониманием мно­гих вопросов, связанных с питанием; и конечно же раньше было гораздо сложнее выявить психологические факторы, чем сегодня. Благодаря медицинской теории и практике мы располагаем самы­ми передовыми технологиями, и нам известно то, что менее чем в половине случаев, с которыми мы сталкиваемся в амбулаторных условиях, вообще есть какие-либо физические заболевания. Так что теперь, я надеюсь, должны быть понятны всевозможные эмо­циональные расстройства, приводящие к самым разным аномали­ям личностного развития.

Кроме того, благодаря психоанализу мы можем исследовать и делать определенные выводы в отношении бессознательного. Та­ким образом, постепенно мы приходим к изучению психологии развивающегося младенца и ребенка.