Психическая теория

Основываясь на этих предварительных выводах мне бы хоте­лось перейти теперь к психической теории. Эта теории основана на работе с пациентами в анализе, которым было необходимо регрессировать до самого раннего уровня развития в переносе. В данной статье я приведу лишь часть иллюстративного клиниче­ского материала; теории же, как мне кажется, и так хватает в из­бытке в нашей обычной аналитической практике.

Предположим, что норма в раннем развитии личности пред­полагает непрерывность бытия. На начальном этапе психо-сома развивается должным образом при условии, что непрерывность бытия не нарушается; другими словами» для здорового развития психо-сомы на ранних этапах необходима идеальная среда. Снача­ла данная потребность является абсолютной.

Идеальная среда - это такая среда, которая активно адапти­руется к потребностям вновь сформированной психо-сомы, что, как мы знаем, и представляет собой ребенок в самом начале. Пло­хая окружающая среда плохая именно потому, что из-за своей неспособности адаптироваться должным образом она становит­ся вторжением, на которое должна реагировать психо-сома (т.е. младенец). Это реагирование нарушает непрерывность движения вперед и бытия нового индивида. В самом начале хорошая (пси­хологическая) окружающая среда - это физическая среда, когда ребенок находится в утробе матери или его держат в руках или в целом заботятся о нем; только с течением времени в среде появля­ются новые характерные черты, требующие нового описания, на­пример, нечто эмоциональное, психологическое или социальное. Именно здесь возникает достаточно хорошая мать с ее способно­стью активной адаптации к потребностям ребенка, благодаря ее преданности, что становится возможным в силу ее нарциссизма, способности к воображению, воспоминаниям, позволяющим ей знать, через идентификацию, потребности своего ребенка.

Потребность в хорошей среде, которая сначала является абсо­лютной, довольно скоро становится относительной. Обычная хо­рошая мать достаточно хороша. Если она достаточно хороша, младенец (благодаря психической деятельности) позволяет ей все­возможные недостатки. Это относится к удовлетворению не толь­ко инстинктивных импульсов, но и всех самых примитивных по­требностей Эго, в том числе необходимости отрицательного ухода или полного отрицания. Психическая активность ребенка превра­щает достаточно хорошее окружение в идеальную среду, то есть, относительные неудачи в адаптации в адаптивный успех. Итак, понимание младенца - это то, что освобождает мать от ее потреб­ности быть почти совершенной. В обычной жизни мать старает­ся не допускать тех сложностей, которые вряд ли будут понятны ребенку; в частности, она пытается оградить своего ребенка от всевозможных случайностей и других явлений, которые младенец пока еще не в состоянии понять. В целом они старается сохранять мир младенца как можно более простым.

Итак, психика имеет в качестве одной из первооснов изменчи­вое функционирование психо-сомы, все то, что связано с угрозой непрерывности бытия и имеет место в случае любых неудач (ак­тивной адаптации к окружению). Из этого следует, что на разви­тие психики огромное влияние оказывают самые разные факторы, совсем не обязательно личные, но и какие-то случайные события.

В младенчестве жизненно важно, чтобы мать сначала физиче­ски, а потом и в воображении могла запустить такую активную адаптацию, но также это и одна из характерных черт материнской функции обеспечить постепенные неудачи в адаптации в соответ­ствии с растущей способностью младенца допускать относитель­ные неудачи психики или же относясь к этому с пониманием. Та­ким образом, у ребенка возникает толерантность в отношении как *Эго потребности, так и напряжения инстинктов.

Очевидно, можно утверждать то, что матери младенцев с низким IQ освобождаются от младенцев медленнее, чем матери мла­денцев с высоким IQ, освобождающих своих матерей гораздо бы­стрее.

Согласно этой теории, в развитии любого человека психика имеет некую первооснову, возможно, самую важную первооснову в потребности индивидуального, в ядре Я, в создании идеальной среды. В этой связи я могу сослаться на собственное представ­ление о психозе, а именно: недостаток внимания окружения (см. глава XVII). Можно говорить об определенных изменениях дан­ной теории, которые представляются мне достаточно важными. Всевозможные отказы со стороны матери, особенно неустойчи­вое поведение, способствуют гипер-активности психического функционирования. В данном случае, в этом чрезмерно быстром развитии психических функций (как реакция на беспорядочное материнство) мы можем видеть, как развивается оппозиция меж­ду психикой и психо-сомой, так как реагируя на подобное ненор­мальное состояние окружающей среды мышление индивида начи­нает функционировать особенно активно, специально контроли­руя психо-сому, в то время как в здоровом состоянии это является функцией среды. В здоровом состоянии психика не узурпирует функции окружающей среды, но делает возможным понимание и, в конечном счете, видит определенный смысл в этом относитель­ном поражении.

Постепенный процесс, когда индивид сможет, наконец, позабо­титься о себе, относится к более поздним этапам индивидуального эмоционального развития, эти этапы, будут достигнуты в опреде­ленное время благодаря естественному развитию.

Говоря о переходе на следующую стадию, можно было бы поин­тересоваться, что происходит, если фокус на психическом функ­ционировании, - в попытках защититься от мучительного ранне­го окружения, - становится все сильнее и сильнее? Здесь вполне возможны состояния спутанности сознания и (в самых крайних случаях) психические нарушения, не зависящие от дефицита тка­ни головного мозга. Но гораздо чаще, говоря о меньших послед­ствиях неправильного ухода за ребенком на самых ранних стади­ях, мы имеем психическое функционирование как нечто отдельное, что практически заменяет хорошую мать и делает ее ненужной. Клинически это может проявляться наряду с зависимостью от фактической матери и ложным личностным ростом (своеобраз­ная податливость). И это самое неприятное, особенно потому, что психика индивида оказывается «совращенной» разумом из-за тех близких отношений, которые изначально сложились у психе с со­мой. Как следствие, мы имеем психику (разум), представляющую собой патологию.

Человек, который развивается таким образом, демонстрирует нам искаженный паттерн, который будет влиять на все последую­щие этапы развития. Например, можно наблюдать быструю иден­тификацию с объектом, связанным с окружением, во всех отно­шениях, предусматривающих зависимость, а также трудности в идентификации с зависимым человеком. Клинически мы можем наблюдать превращение подобного человека в того, кто является невероятно хорошей матерью для других какое-то время; на самом же деле человек, отвечающий этим критериям, может считаться экстраординарным из-за своей невероятной способности к ак­тивной адаптации к самым примитивным потребностям. Однако, недостаточность этих паттернов для личностного выражения ста­новится очевидной на практике. Срыв близок или уже произошел, ибо то, в чем такой человек постоянно нуждается, - это найти ко­го-то еще, кто сделает реальной эту концепцию «хорошего окру­жения» с тем, чтобы человек мог вернуться к зависимой психо-со­ме, представляющей собой то единственное место, где только воз­можно ему находиться. В данном случае это состояние «без ума» становится наиболее желаемым состоянием.

Но, конечно же, вряд ли возможно прямое взаимодействие между психикой-разумом и телом человека. Разум-психика - не­что, находящееся внутри (либо внутри головы, либо вне ее), но ввиду непосредственной связи с головой это представляет собой важнейший источник головной боли, как симптом.

Пытаясь ответить на вопрос, почему голова является тем самым местом, где сосредоточен разум человека, я вряд ли смогу дать от­вет. Мне представляется важным отметить здесь потребность че­ловека так или иначе локализовать разум, ибо это его враг; иными словами, чтобы контролировать его. Один шизоидный пациент рассказывал мне, что голова - это то место, где может быть сосре­доточен разум, и поскольку голова не может наблюдать себя, она, очевидно, не существует как некая составляющая. Другое дело, что во время родов мы имеем особый опыт, связанный с головой, но для того, чтобы использовать данный факт в полной мере, мне следует перейти к рассмотрению другого типа психического функ­ционирования, который может быть запущен во время родов. Это связано со словом «запоминание».

Как я уже отмечал, непрерывность бытия в развитии психо-со­мы (внутренние и внешние отношения) нарушается реакциями на вторжение окружения; иными словами, неспособностью окруже­ния к активной адаптации. Согласно моей теории, возрастающая реакция на вторжение, разрушающая непрерывность психо-со­мы, вполне ожидаема и допустима в зависимости от умственных способностей. Не следует допускать вторжений, требующих чрез­мерного реагирования (согласно следующей части моей теории). Вообще подобные реакции достаточно очевидны. Как правило, рождение считается невероятным нарушением непрерывности из-за реакции на вторжение» а умственные процессы, которые я сей­час описываю» касаются точного запоминания во время процесса родов. В психоаналитической практике я иногда сталкиваюсь с ре­грессиями, полностью контролируемыми, и все же их корни ухо­дят в пренатальную жизнь. Пациенты, которым удается упорядо­ченно регрессировать, воспроизводят процесс рождения вновь и вновь; и меня поражают достаточно убедительные доказательства того, что младенец во время родов не только запоминает каждую реакцию, нарушающую непрерывность бытия, но и, по-видимому, запоминает их в нужном порядке. Я не использовал гипноз, но я в курсе всех этих современных течений, возможных благодаря гип­нозу. Психическое функционирование, которое я описываю здесь и которое можно было бы назвать запоминанием или фиксацией, может быть невероятно активным и точным в момент рождения ребенка. Я постараюсь проиллюстрировать это на отдельном слу­чае, но сначала я хотел бы прояснить собственную точку зрения, что данный тип психического функционирования представляет собой определенные препятствия для психо-сомы или непрерыв­ности индивидуального человеческого бытия, а именно: Я челове­ка. Человек может вновь пережить этот процесс рождения в игре или в хорошо контролируемом анализе. Но подобный тип психи­ческого функционирования (склонный к фиксации) походит на некое инородное тело, если это связано с неудачной адаптацией окружения, что невозможно понять или предсказать.

Вне всякого сомнения, если человек здоров, может случиться так, что факторы окружающей среды окажутся еще более устойчи­выми (благодаря этому методу), пока человек не в состоянии будет присвоить их себе после того, как он уже испытал либидинозные и особенно агрессивные влечения, которые могут проецироваться. Таким образом, - и это, по сути, ложный путь, - человек начинает чувствовать себя ответственным за плохое окружение, чего в дей­ствительности не может быть, ибо он в той же мере вполне бы мог (если бы это было ему известно) предъявить подобные обвинения миру за нарушение непрерывности его врожденных процессов развития до того, как его психо-сома стала достаточно хорошо ор­ганизованной, чтобы ненавидеть или любить.