В самом начале мать, благодаря почти полной реализации потребностей младенца, дает ему иллюзию, что ее грудь принадлежит младенцу. Как будто бы он ее волшебным образом контролирует. То же самое можно сказать и в отношении ухода за ребенком в целом в те периоды времени, когда его состояние ровное и спокойное. Таким образом, всемогущество - практически непреложный факт его опыта. В конечном счете задача матери заключается в том, чтобы постепенно разочаровывать младенца, но все ее действия обречены на провал, если сначала она лишила его возможности иллюзии.
Иными словами, грудь воссоздается младенцем вновь и вновь благодаря способности младенца любить или (можно сказать) в силу его потребности. Таким образом, у ребенка формируется некое субъективное понятие, которое мы называем грудью.45 Мать предлагает реальную грудь именно тогда, когда младенец готов к созиданию в самый нужный момент.
Таким образом, с самого рождения человеческое существо озабочено проблемой взаимосвязи между тем, что объективно воспринимается и тем, что субъективно для него значит, и эту проблему не сможет решить тот, кого не поддерживала должным образом мать с самого начала. Промежуточная область, на которую я ссылаюсь, - это область, разрешенная младенцу, между первичным творчеством и объективным восприятием, основанным на проверке реальности. Переходные явления представляют собой первоначальные стадии переживания иллюзии, без которой нет никакого смысла для человеческого существа в отношениях с объектом, который воспринимается другими как внешний по отношению к этому существу.
Иллюстрацию этой идеи можно увидеть на рис. 19: в некой теоретической точке на самых ранних этапах развития любого человеческого существа младенец, в определенной обстановке, при поддержке матери, способен выносить некую идею, соответствующую его растущим потребностям, возникающим в результате напряжения инстинктов. Мы не можем утверждать, что ребенок знает с самого начала, что бы он хотел создать. И вот здесь возникает мать. Как правило, она предлагает свою грудь, демонстрируя потенциальное желание накормить ребенка. Удовлетворение матерью потребностей младенца, когда она вполне неплохо с этим справляется, дает младенцу иллюзию того, что существует некая внешняя реальность, соответствующая способности самого младенца созидать. Иными словами, мы видим некое частичное совпадение между тем, что предлагает мать, и тем, что это может означать для ребенка. Сторонний наблюдатель может сказать, что ребенок чувствует, что в действительности представляет мать, но это не совсем так. Младенец воспринимает грудь только здесь и сейчас. Нет никакого взаимного обмена между матерью и младенцем. Психологически младенец берет от груди то, что принадлежит ему, а мать дает молоко младенцу, которое является частью ее. В психологии идея взаимного обмена основана на иллюзии.
На рис. 20 мы как раз видим иллюзию, иллюстрирующую нам то, что я считаю главной функцией переходного объекта и переходных явлений. Любое человеческое существо в вопросах переходного объекта и переходного опыта сталкивается с тем, что всегда будет важно для него, а именно: тот нейтральный опыт, с которым никогда и ничего не происходит. Говоря о переходном объекте, можно сказать, что речь идет о некой договоренности между нами и младенцем, что мы никогда не будем задавать вопрос:
Действительно имел это в виду или же это было представлено тебе извне? Важным здесь является то, что никакого решения по этому вопросу и не ожидается. Так что нет необходимости в формулировке вопроса.
Эта проблема, несомненно касающаяся человеческого младенца в скрытой форме в самом начале, постепенно становится очевидной ввиду того, что главной задачей матери (наряду с предоставлением возможностей для иллюзий) является разочарование. Это предшествует задаче отлучения от груди и продолжает иметь место как одна из задач родителей и воспитателей. Иными словами, эта проблема иллюзии является неотъемлемой для любого человеческого существа, но решить ее - так или иначе -- не удается никому, несмотря на всевозможные теоретические доводы и решения. В норме в этом процессе постепенного разочарования для фрустрации складывается определенный фон, под которым мы подразумеваем отнятие от груди; но следует помнить, что когда мы говорим о таком явлении (Кляйн специально делала на этом акцент), как отлучение от груди, мы подразумеваем некие глубинные процессы: процессы, делающие возможными возникновение иллюзий и постепенное разочарование. Если происходит некий сбой в этом процессе (формирование иллюзий-последующее разочарование), младенец не сможет достичь такой естественной фазы, как отнятие от груди, или же реакции на отнятие от груди, и тогда бессмысленно говорить об отнятии от груди вообще. Само по себе прекращение кормления грудью не одно и то же, что отнятие от груди.
Все мы знаем, насколько важно отнятие от груди для нормального ребенка. Наблюдая сложную реакцию, запущенную у конкретного ребенка в процессе отнятия от груди, мы знаем, что это может происходить у данного ребенка потому, что процесс иллюзии-разочарования был запущен столь эффективно, что мы можем игнорировать его при обсуждении фактического отлучения от груди.
Мы говорим здесь о том, что задача принятия реальности никогда не будет до конца завершенной; ведь ни один человек не свободен от напряжения, связанного с внутренней и внешней реальностью, и освободиться от этого напряжения можно только благодари некоему промежуточному опыту, не вызывающему сомнений (искусство, религия и т.д.). (Riviere, 1936). Эта промежуточная область напрямую связана с игровой зоной маленького ребенка, который «потерялся» в игре.
В младенчестве эта промежуточная область необходима для инициирования отношений между ребенком и миром, и это становится возможным благодаря достаточно хорошей материнской поддержке на ранних критических этапах. Существенным здесь является непрерывность (во времени) внешней эмоциональной среды и отдельных элементов в физической среде, например, переходный объект или объекты.
Переходные явления допустимы для ребенка ввиду интуитивного признания родителями того напряжения, которое неизбежно в случае объективного восприятия. Кроме того, мы не стремимся бросить вызов младенцу в отношении субъективности или объективности именно здесь, где есть переходный объект.
В случае, если взрослый предъявляет нам какие-то претензии в отношении принятия нами объективности каких-то его субъективных явлений, мы можем усмотреть в этом или диагностировать определенное психическое нездоровье. Однако, если взрослый способен получать удовольствие от личной промежуточной области, не предъявляя при этом каких-то особых требований, мы можем говорить о существовании соответствующих промежуточных областей и с удовольствием находим точки соприкосновения, так сказать некий общий опыт между членами группы в искусстве, религии или философии.
Мне бы хотелось обратить особое внимание на работу Вульфа, упомянутую мной выше, в которой клинический материал иллюстрирует именно то, что я имею в виду под названием переходных объектов и переходных явлений. Существует разница между моей точкой зрения и точкой зрения Вульфа, что отражается в том, как использую этот специальный термин я и как использует он определение «фетиш объекта». Проанализировав работу Вульфа, я обратил внимание на то, что в используемом им слове фетиш он отсылает нас обратно к младенчеству; т.е видит в этом нечто такое, что в обычной теории связывают с сексуальными извращениями, В данной работе я не смогу рассмотреть переходный объект ребенка как здоровый первоначальный опыт. Тем не менее, я действительно считаю, что переходные объекты вполне универсальны и это нормально. Кроме того, если мы расширим понятие фетиш, которое будет включать в себя и норму, возможно, отчасти мы утратим ценность данного термина.
Я бы предпочел сохранить слово фетиш для описания объекта, употребляемого в отношении иллюзии материнского фаллоса. Тогда я бы пошел еще дальше, говоря о том, что нам следует оставить место для иллюзии материнского фаллоса, то есть, представления о чем-то универсальном, а не патологии. Если же немного сместить акцент от слова «объект» к слову «иллюзия», мы совсем близко подойдем к переходному объекту младенца; и важной здесь будет именно концепция иллюзии, универсальная в любом опыте.
Тогда мы сможем допустить, что переходный объект вполне может быть материнским фаллосом, но первоначально все же это грудь, то есть нечто, созданное младенцем и в то же самое время предоставленное ему окружением. Таким образом, как мне кажется, анализ использования младенцем переходного объекта и переходных явлений в целом может пролить свет на происхождение объекта фетиша и понятие фетишизма. Однако, возвращаясь назад от психопатологии фетишизма к переходным явлениям, - все то, что мы можем видеть на начальном этапе любого опыта при нормальном эмоциональном развитии, - что-то при этом несомненно будет утрачено.
Резюме
Итак, прежде всего следует обратить особое внимание на тот ранний опыт здорового ребенка, который выражается главным образом в отношениях, связанных с первым обладанием.
Это первое обладание имеет отношение к периоду всевозможных аутоэротических явлений, сосанию большого пальца, а также тому, что будет позже: первая мягкая игрушка, кукла и твердые игрушки. Это связано как с внешним объектом (грудь матери), так и внутренними объектами (магически интроецируемая грудь), но при этом мы говорим о разных вещах.
Переходные объекты и переходные явления относятся к области иллюзии, лежащей в основе инициирования любого опыта. Эта ранняя стадия развития становится возможной благодаря особой способности матери адаптироваться к потребностям своего ребенка, тем самым давая младенцу иллюзию того, что нечто, созданное им самим, действительно существует.
Эта промежуточная область опыта, бесспорная в отношении его принадлежности к внутренней или внешней (общей) реальности, представляет собой большую часть опыта младенца и на протяжении всей жизни сохраняется в тех интенсивных переживаниях, которые связаны с искусством и религией, а также воображением и творческим началом.
Таким образом, позитивная ценность иллюзий бесспорна.
Переходный объект младенца, как правило, постепенно лишается энергетической нагрузки, особенно по мере развития культурных интересов.
Итак, в психопатологии:
- Аддиктивность можно охарактеризовать как регрессию на более раннюю стадию, на которой переходные явления бесспорны.
- Фетишизм может быть описан как сохранение определенного объекта или типа объекта, берущего начало в инфантильном опыте в переходной области, связанной с крушением иллюзий в отношении материнского фаллоса.
- Истерические фантазии и воровство можно описать в терминах бессознательных побуждений индивида преодолеть разрыв непрерывного опыта в отношении переходного объекта.
45 Здесь я имею в виду все техники материнства. Когда говорят, что первым объектом является грудь, используемое слово «грудь», на мой взгляд, означает как различные техники материнства, так и реальную плоть. Речь не идет о том, что невозможно быть достаточно хорошей матерью (в моем понимании правильно предложить ее) с бутылочкой для кормления. Если помнить об этом более широком толковании слова «грудь», а также материнских техниках, связанных с этим общепринятым понятием, тогда становятся вполне понятны формулировки как Мелани Кляйн, так и Анны Фрейд. Единственная разница лишь во времени, но в сущности это уже неважно, ибо со временем эта разница все равно исчезнет.