Теоретическое исследование

Итак, на основании существующей психо-аналитической тео­рии можно сделать ряд комментариев. 

  1. Переходный объект означает грудь или объект первых от­ношений.
  2. Переходный объект предвосхищает последующую провер­ку реальности.
  3. В отношениях с переходным объектом ребенок проходит этап от (магического) всемогущего контроля до контроля посредством манипуляций (включая мышечный эротизм и удовольствие от согласованных действий).
  4. Переходный объект может в конце концов перейти в фе­тиш-объект и продолжать существовать уже во взрослой сексуальной жизни. (Wulff).
  5. Переходный объект может, в силу анально-эротической ор­ганизации, означать фекалии (но не поэтому он может пло­хо пахнуть, и его не стирают).

Отношение к внутреннему объекту (Кляйн)

Интересно сравнить концепцию переходного объекта с концеп­цией Мелани Кляйн внутреннего объекта. Переходный объект не является внутренним объектом (психологическое понятие) - это обладание. В то же самое время он не является (для младенца) и внешним объектом.

Здесь мы переходим к следующему непростому утверждению. Ребенок может использовать переходный объект, когда вну­тренний объект живой и настоящий и достаточно хороший (не слишком преследующий). Но этот внутренний объект зависит от окружения, жизненных сил и поведения внешнего объекта (грудь, материнская фигура, забота окружения в целом). Непол­ноценность или сбой в работе последнего косвенно приводит к безжизненности или своеобразному преследованию внутрен­него объекта. После того, как этот сбой (с внешним объектом) сохраняется, внутренний объект перестает иметь смысл для ребенка, и только потом переходный объект также становится бессмысленным. Поэтому переходный объект может служить объяснением «внешней» груди, но косвенно, это означает «вну­треннюю» грудь.

Переходный объект никогда не находится под магическим кон­тролем, как внутренний объект, равно как его нельзя контролиро­вать извне, как реальную мать.

Иллюзия - Разочарование

Чтобы внести свой собственный позитивный вклад в данную тематику, мне бы хотелось сказать несколько слов о том, что вос­принимается как должное во многих психо-аналитических рабо­тах, посвященных эмоциональному развитию младенцев, хотя это и можно увидеть только на практике.

Ребенок никогда не сможет перейти от принципа удовольствия к какому-то реальному принципу или в направлении первичной идентификации или выходу за ее пределы (Фрейд, 1923, р. 14),43 пока не будет рядом достаточно хорошей матери.44 Достаточно хорошая «мать» (не обязательно собственная мать младенца); это тот, кто активно адаптируется к потребностям младенца; это такая активная адаптация, которая постепенно сокращается в соответ­ствии с возрастающими способностями младенца объяснять для себя любые неудачи адаптации и справляться с результатами фру­страции. Естественно, больше вероятности в том, что мать мла­денца справится с этой ролью лучше, чем кто-то другой, так как подобная активная адаптация требует всецелой и полной предан­ности ребенку; на самом деле успешный уход за ребенком зависит именно от преданности, а вовсе не от ума или интеллектуальных способностей.

Достаточно хорошая мать, как я уже говорил, начинается с почти абсолютного удовлетворения потребностей ее ребенка, но со временем она это делает все меньше и меньше, постепен­но учитывая возрастающую способность ребенка справиться с ее провалом.

Средства младенца, позволяющие ему справиться с подобным материнским провалом, включают в себя следующее:

•        Опыт младенца, зачастую повторяющийся, что у него есть ограниченное время на разочарование. Сначала, конеч­но же, этот срок должен быть коротким.Все возрастающее ощущение процесса.

•        Начало умственной деятельности.

•        Применение аутоэротического удовлетворения.

•        Воспоминания, переживания, фантазии, сновидения; инте­грация прошлого, настоящего и будущего.

Если все будет идти должным образом, ребенок сможет полу­чить для себя что-то ценное в этом опыте фрустрации, ибо непол­ная реализация потребностей делает объекты реальными; иными словами, он сможет в той же мере ненавидеть, что и любить. В результате в норме ребенок может испытывать обеспокоенность в связи с реализацией какой-то из его потребностей, которая воз­никла уже давно, но естественного спада не происходило, ибо полнейшая реализация напоминает определенное магическое дей­ствие, а объект, демонстрирующий некие совершенные действия, оказывается не лучше, чем галлюцинация. Тем не менее в самом начале подобная реализация должна быть практически полной, ведь если этого нет, у ребенка не будет опыта формирования отно­шений с внешней реальностью или же он не сможет сформировать концепцию внешней реальности.

44  Одно из последствий этого, причем одно из самых главных, неудач матери в этом отношении с самого начала жизни младенца, подробно объясняется Мэрион Милнер (1952, стр. 181). Она показывает, как подобные неудачи ма­тери приводят к преждевременному развитию Эго, с преждевременной клас­сификацией на плохой и хороший объект. Таким образом, период иллюзии (или мой переходный период) нарушается. В ходе анализа или в обычной жизни мы можем видеть, как человек старается найти ценные для себя ил­люзии. Таким образом, иллюзия имеет положительное значение. См. также Фрейд (1950).