Обычное использование переходного объекта

Младший брат X, У, развивался спокойнее. У него уже трое собственных здоровых детей. Его кормили грудью в течение четырех месяцев, а потом совершенно спокойно отучили от груди. Первое время У сосал большой палец, и это опять же позволило отлучить У от груди гораздо проще, чем в случае с его старшим братом. Где- то после пяти-шести месяцев он обнаружил дырку в одеяле (тор­чавшие через нее нитки щекотали ему нос). Очень быстро он стал называть это «Баа»; он сам придумал это слово, как только начал ^использовать единые звуки. Где-то около года он находит замещение одеялу. Это была мягкая зеленая майка с красным галстуком. В Это было не «утешением», как в случае с его депрессивным старшим братом, но скорее «пустышкой». Это было лекарство, которое f всегда работало. Это типичный пример того, что я называю пере­ходным объектом. Когда Y был маленьким мальчиком, он всегда знал, что если кто-то даст ему «Баа», он тут же начнет сосать это и тревога уйдет. На самом деле он тут же засыпал, если приближа­лось время сна. В то же самое время он продолжал сосать большой палец, и это длилось до трех или четырех лет. Он до сих пор пом­нит, как сосал палец, а на том месте, где он постоянно его сосал, образовалась ямка. Теперь уже его самого, как отца, интересуют все эти темы: сосание большого пальца и появление всевозмож­ных звуков, типа «Баа».

Истории семи детей (в норме) приведены для сравнения в та­блице ниже.

X

 

Большой

палец

Переходный объект

Тип ребенка

Мальчик

О

Мать

Кролик

(спокой­

ствие)

Фиксиро­ванный на матери

V

Мальчик

+

«Баа»

Кофта

(утешение)

Свободный

Близнецы

Девочка

О

Кукла

Ослик

(ДРУГ)

Поздняя зре­лость

Мальчик

О

«Ее»

Ее (защи­та)

Латентная

психопатия

Дети Y

Девочка

О

«Баа»

Одеяло

(успокое­

ние)

Развивается

хорошо

Девочка

+

Боль­

шой

палец

Большой

палец

(удовлетво­

рение)

« »

Мальчик

+

«вся­

кая

всячи­

на»*

Объекты

(распозна­

вание)

« »

В консультации с одним из родителей часто бывает очень ценно получить информацию о ранних техниках и обладании (это каса­ется всех детей в семье). Мать начинает сравнивать детей между собой, и это дает ей возможность вспомнить и сравнить их осо­бенности в раннем возрасте.

Зачастую от ребенка можно получить информацию в отноше­нии переходных объектов; например, Ангус (11 лет 9 месяцев) рассказал мне, что у его брата «полным-полно медведей и всего остального», а «прежде у него были маленькие мишки», и все это перемежалось с его собственной историей. Оказалось, что у него самого никогда не было мягкой игрушки. Была какая-то веревка, которую он пытайся ухватиться, когда засыпал. В конце кон­цов оборвалась и она. Правда, потом было что-то еще. Вообще он не любит об этом вспоминать. Это был фиолетовый кролик с красными глазами. «Я не любил его». Обычно он валялся где-то поблизости. Теперь он у Джереми, я отдал его ему. Я отдал его Джереми, потому что он не слушался. Он часто падал с комода. И он по-прежнему навещает меня. Мне нравится, когда он ко мне приложит», Он сам удивился, вытащив откуда-то этого фиолето­вого кролика,

Мы еще вернемся к тому, что этот одиннадцатилетний мальчик с достаточно хорошим для его возраста ощущением реальности говорил так, как будто ему недоставало чувства-реальности, когда он описывал качества и действия переходного объекта. Потом, когда я встретился с матерью, она была удивлена, что Ангус до ких пор помнит того фиолетового кролика. Ей не составила труда вспомнить его из-за яркой окраски.

В данном случае я специально воздерживаюсь от того, чтобы привести как можно больше случаев, отчасти чтобы избежать впечатления, что все то, о чем я рассказываю здесь, большая редкость. Вообще надо отметить, что практически любая история может представлять интерес с точки зрения переходных явлений или их отсутствия (.Stevenson, Olive, 1954).