Далеко не каждый случай в детской психиатрии предполагает прямое вмешательство социального работника. Мне бы хотелось представить здесь случай Кэтлин, который вряд ли можно назвать только психотерапией, несмотря на то, что я сам проводил лечение. Основную роль в данном случае играла мать, а вообще, правильнее сказать, - вся семья, - и успешный результат в значительной степени был обусловлен той работой, которая была проделана в доме ребенка в течение года. От меня требовалась совершенно определенная помощь, и это означало, что я должен был работать с матерью и ребенком в течение десяти-двадцати минут каждую неделю в течение нескольких месяцев.
На первом интервью я смог прийти к довольно определенному выводу относительно психопатологии и сформировать предварительное мнение о способности родителей помочь ребенку справиться с болезнью.
Ребенок был направлен ко мне с тем, чтобы я подготовил ее к поступлению в интернат; тем, кто первоначально работал с девочкой, даже в голову не приходило, что при определенных условиях со временем могло произойти спонтанное излечение. Важным здесь было то, что уже на первом интервью мне удалось графически представить ее симптоматику, из чего мне стало понятно, что болезнь уже достигла кульминации, а сейчас отмечается тенденция к явному улучшению. На этом графике можно было видеть пик острой невротической тревоги, которая сопровождалась все нарастающим стрессом. Потом, в конце концов, болезнь качественно изменилась, и у ребенка стали отмечаться явно психотические нарушения. Невротическая острая фаза последовала за историей, рассказанной ей ее сестрой, в период, когда у нее уже начались проблемы, потому что ей предстояло быть подружкой невесты на свадьбе ее любимой тети. Период острых психотических расстройств примерно совпадал с моментом свадьбы.
Мне было интересно отметить улучшения у ребенка, но сообщив во всех подробностях об этом семье, я обнаружил, что семья уже превратилась в психиатрическую клинику, являя собой совершенно параноидную организацию, в которую этот параноидный, склонный к уходам ребенок, прекрасно вписывался. Вначале ребенку удавалось справиться с ситуацией только тогда, когда она находилась в фактическом контакте с матерью, но уже во время консультации вокруг матери мне удалось создать особую зону, в I которой ребенок мог не испытывать острого стресса. Было довольно любопытно, что мать - далекая об образования и вообще не очень умная женщина - в какой-то момент захотела узнать, почему она и семья оказались в подобной странной и ненормальной ситуации. Фактически она сохраняла атмосферу психиатрической клиники до тех пор, пока ребенок не будет готов постепенно вернуться к нормальной жизни дома. Только после того, как ребенок избавился от параноидной защитной организации, она смогла постепенно обрести дом. И даже тогда, когда я обратился к местным органам управления, - чтобы никто не приходил в дом без моего ведома и целый год я брал на себя за это ответственность, тем самым упростив задачу матери, - они пошли мне на встречу.
Итак, некое направление, а не прямая психотерапия, способствовало возвращению ребенка к нормальному или почти нормальному состоянию. Прямая терапия осуществлялась в те короткие интервалы, когда я не был сильно занят. То, что мне удалось сделать в эти краткие промежутки, не было важной и основной частью лечения, но на самом деле довольно полезным дополнением.
А теперь я попытаюсь описать подробно сам случай.
Кэтлин - ей было тогда 6 лет - направил ко мне психиатр одной it;i клиник. Вот его заключение: «В последнее время девочка настроена крайне негативно, она разговаривает сама с собой, смотрит куда то вдаль и отказывается сотрудничать с матерью, в то же самое время не желая отойти от нее ни на шаг».
После того, как я увидел мать, мне удалось сделать следующее заключение:
Мыть: Кажется вполне стабильной. Сейчас испытывает очень сильную тревогу и пребывает в растерянности (не знает, как справиться с пациенткой).
Отец: Веселый и жизнерадостный.
Сиблинги: Пэт, 11 лет. Яркий, разговорчивый ребенок, довольно спокойный ребенок 6 лет. Сильвия, 20 месяцев. Очень хорошенькая.
Кэтлин находилась на грудном вскармливании в течение трех месяцев; потом она легко перешла на бутылку, дальше на твердую пищу и с питанием у нее в общем-то не было проблем. Где-то около двенадцати месяцев она стала использовать слова и довольно рано заговорила. В шестнадцать месяцев она пошла; с чистоплотностью также все было в порядке. Мать имела возможность сравнить развитие девочки с двумя другими детьми, и она явно ничуть не отставала от них.
В анамнезе не было какого-то серьезного физического заболевания. В клинике ей делали небольшую операцию (была какая-то проблема с пальцем), но этот опыт ее ничуть не испугал. В последнее время она стала жаловаться на головные боли и выглядела бледной. Еще совсем маленькая она часто заходилась в крике, и родителям всегда приходилось быть начеку с этим ребенком по сравнению со всеми остальными. Они поняли, что она нуждается в большей адаптации. Другими словами, она была чувствительной. На все ее вопросы нужно было как можно быстрее дать ответ, или же у нее начинались агрессивные атаки. Она всегда была, как струна, поэтому с ней нужно было обращаться очень аккуратно. Хотя, в то же самое время, ее развитие можно было считать в пределах нормы - умная, счастливая, вполне способная к игре и установлению хороших отношений.
Когда они пошла в школу в возрасте пяти лет, ей это очень не нравилось, но там все было вполне нормально. Она была приятной и дружелюбной и «способной справиться со своими переживаниями, стараясь найти выход из любой ситуации». За несколько недель до консультации она была в норме, и только потом начались ухудшения.
Дома ребенок очень любил помогать матери, и она неплохо справлялась с этим для своего возраста (около 4 лет). Ей нравилось играть со своей младшей сестрой, она очень любила свои книги, стараясь держать их в порядке и не позволяя брать их своим младшим братьям и сестрам, чтобы они их не порвали. Она любила своих кукол. Ей нравилось ходить в воскресную школу. Казалось, она души не чаяла в своей маленькой сестренке и любила сделать для нее что-то приятное.
Кэтлин происходила из обычной семьи рабочего класса. Ее отец занимался сборкой металла и имел неплохой бизнес. Начав когда-то с земельного участка, он приобрел впоследствии дом-автоприцеп для своей семьи и, в конце концов, купил небольшой загородный домик и автомобиль. Мать - неплохая женщина, не очень умная, но и не взваливающая на себя то, что она будет не в состоянии сделать. В семье, из которой она родом, проблемы с умственными способностями, а со стороны отца даже есть дядя, страдающий эпилепсией.
За несколько недель до первой консультации Кэтлин предстояло быть подружкой невесты на свадьбе любимой тети. Свадьба совпала с моментом ее болезни. И она заявляла тете: «Вообще это моя свадьба, а не твоя». Это было не просто шутливым замечанием, но началом большой беды. Она действительно представляла себя на месте тети и совершенно не видела собственной роли в качестве наблюдателя. Тогда же у нее начался - сначала это было выражено не так сильно - бред преследования, и она пыталась всех заставить улыбаться, потому что в этих лицах ей всегда казалось что-то неприятное. Вскоре ей уже было недостаточно, чтобы люди просто улыбались. Затем произошли уже более серьезные
изменения, и педагоги говорили о том, что она никак не реагировала, когда ее называли по имени несколько раз. Она была полностью погружена в какие-то свои мысли, глядя н одну точку перед собой. Один или два раза она даже отказалась снять шапку и пальто в школе. Теперь она уже не выводила слова столь пца- тельно, иногда она даже не писала, а царапала, и некоторые буквы были написаны неверно, чего раньше у нее никогда не наблюдалось.