Около двадцати лет мне доводилось наблюдать за младенцами в клинике Паддингтон-Грин, и в большинстве случаев я записывал в мельчайших подробностях то, как ведут себя младенцы в той или иной ситуации, которую легко можно воспроизвести в обычной клинике. Я очень надеюсь, что постепенно мне удастся собрать воедино и представить самые разные вопросы практического и теоретического характера, которые я почерпнул из такой работы. В данной же статье мне бы хотелось ограничиться лишь описанием ситуации, указав возможность ее использования в качестве инструмента исследования. В этой связи я приведу пример и младенца семи месяцев, который начал нормально развиваться, преодолев приступ астмы, что представляет значительный интерес для психосоматики.
Итак, мне бы хотелось, насколько это возможно, описать тот сеттинг, в котором осуществляется наблюдение, а также очень важные для меня вещи (так называемся заданная ситуация), в которой оказывается любой ребенок в моей клинике.
В моей клинике матери и их дети ожидают приема в довольно большой комнате. Как только выходят одни, это является сигналом для входа другой семьи. Большая комната выбрана потому,
что многое можно увидеть и сделать за то время, пока мать и ребенок дойдут до меня с противоположного конца комнаты. Итак, пока мать с ребенком идут ко мне, у меня уже формируется с ними определенная взаимосвязь (по выражению лица и проч. признакам), и я имею возможность запомнить этот случай, если это не новый пациент.
Если это младенец, я прошу мать сесть напротив меня под углом стола между нами. Она держит ребенка на коленках. Как правило, на краю стола лежит шпатель, и я предлагаю матери посадить ребенка таким образом, чтобы он мог дотянуться до шпателя, если он захочет его потрогать. Любая мать поймет, о чем я говорю, да и мне проще постепенно объяснить ей, что сейчас потребуется как можно меньше нашего вмешательства в ситуацию, а то, что будет происходить, вряд ли стоит относить на счет ребенка. То обстоятельство, последует ли мать этому призыву или нет, будет указывать нам на то, как она ведет себя с ребенком дома; если ее беспокоит то, что ребенок может заразиться (засовывая что-то в рот), если она куда-то торопится или же мы видим какие-то импульсивные движения, все это так или иначе проявится.
Итак, очень важно понимать, какая это мать. Вот перед нами ребенок, сидящий у матери на коленях. Напротив - новый человек (мужчина), а где-то на краю стола лежит ланцет. К этому я могу добавить, что если здесь будет присутствовать кто-то еще, мне придется готовить их более обстоятельно, чем мать, потому что они, как правило, будут улыбаться и предпринимать активные шаги по отношению к ребенку - пытаться продемонстрировать ему свою любовь или, по крайней мере, дружелюбное расположение. Если этот человек откажется принять мои условия, вряд ли будет какой-то смысл в дальнейшем наблюдении, которое тут же становится невероятно сложным.