Случай 6. Саймона привели ко мне в возрасте восьми лет. С ним же был и его брат Билл, пухлый, пышущий здоровьем парень, представляющий столь сильный контраст с крайне субтильным Саймоном. В семье двое детей. Супруги очень трогательно и нежно относятся друг к другу и, конечно же, они очень обеспокоены задержками физического развития одного из сыновей, а также прочими его симптомами, такими как: отсутствие аппетита, перевозбуждение, кошмары по ночам и другие важные моменты, которые мать постепенно вспоминает в беседе (сбор информации о пациенте).
Вне всякого сомнения, Саймон далеко не глуп; он неплохо успевает в школе, давно уже научился читать и умеет многие другие вещи, но большинство его интеллектуальных навыков остаются невостребованными.
У него плохая концентрация. В школе отмечают его гиперактивность, ему постоянно нужно что-то делать. Он может учиться кататься на велосипеде, в то же самое время наблюдая за самолетом. Сначала он что-то делает, а уже потом думает, если это происходит вообще. Он честный, щедрый, ласковый и чувствительный. Его родители не могут пока определиться с методами - стоит ли прибегать к суровым мерам или же обратить все в шутку, тем самым выиграв время.
Он очень медленный во всем, но если он захочет что-то быстро сделать, это не составит ему труда, ибо по натуре он довольно проворный. Например, одевается он всегда очень медленно, если только по какой-то причине он не захочет оказаться самым первым в группе. Уборка также происходит невероятно медленно. Его матери, у которой нет помощниц, приходится убирать это все самой, но порой ей кажется, что она должна была настоять на том, чтобы он убирал за собой игрушки сам. Если ему потребуется какая-то книга, он может вытащить сразу все двадцать штук, но идея вернуть остальные девятнадцать штук на место никогда не приходим ему в голову. Он недоумевает: «А почему я, собственно, должен это делать». И создается такое впечатление, что он и правда не знает, почему.
Он обожает и восхищается собственным братом, но скорее все же ревнует его - например, если Билл болен, Саймону сразу потребуется больше всего, равно как и больше помощи (это касается всего), пока брат не поправится.
Его игра на первый взгляд кажется вполне нормальной, разве что в ней очень мало воображения. Здесь можно отметить все то, что связано с кораблями, моряками и зданиями; и его интересует (если говорить о чтении) лишь какая-то общая информация - о растениях, животных или замечательных открытиях. Иными словами, как в игре, так и в чтении можно увидеть определенное бегство из фантазии в реальность, пусть и в достаточно романтическую реальность. Этот мир фантазий, как мне кажется, вызывает страх у самой матери.
Мы вполне можем говорить о том, что у него присутствует определенный страх фантазий, - скажем, в молитвах нередки его обращения «О, Боже, только избавь меня от
кошмаров». Кошмары в основном связаны с животными, в тот же день, как правило, он много возился с животными. В процессе аналитической работы нам удалось выяснить, что тревога в отношении животных часто была связана с кусающимися животными, а на самом деле животные представлены здесь как некое облегчение, ибо в одной из самых ранних тревог, соответствующих этому состоянию, был только угрожающий рот. И животных можно приручить, но не их рот.
То обстоятельство, что у мальчика отсутствует страх, я думаю, следует рассматривать, как симптом, в особенности потому, что именно из-за этого он уже неоднократно сталкивался с опасностью. Уже три раза он попадал в самые неприятные истории, и в каждой из них он внес собственную лепту. Еще совсем маленьким он попал себе палкой в глаза; чуть позже его палец застрял в механизме швейной машины; а однажды он неудачно упал, и ему даже накладывали на голову швы.
Довольно любопытно, что он всегда знал, кем хочет быть (уже с года). Примерно тогда ему очень захотелось летать. И тогда он запросто забирался на стол и прыгал с него (с явной угрозой для жизни и здоровья). У него всегда было такое чувство, что он может летать, как птица, и еще до того, как он научился плавать, он однажды совершил прыжок в воду (с довольно большой высоты), не испытывая при этом совершенно никакого страха. Со стороны родителей не отмечалось никаких попыток поощрять его бесстрашие; на самом деле с того самого момента, как ему исполнился год, они рассматривали это бесстрашие как некий симптом, считая, что их сын немного «не в себе».
Не так давно он правда оказался в самолете, и тогда его желание летать стало вообще непреодолимым (он захотел во что бы то ни стало стать летчиком), и теперь было только дело времени. Таким образом, его симптом трансформировался в некое призвание. На мой взгляд, это самая неустойчивая форма «нормы».
Родители постоянно испытывали тревогу в связи с тем, что у Саймона отсутствуют какие-то простые и обязательные страхи, и они понимали, что отсутствие чувства реальности у их ребенка делает его жизнь довольно опасной.
Теоретически мы знаем, что тревога в таких случаях присутствует. Мы могли бы совсем упростить это, объясняя подобную ситуацию следующим образом: «он боится испытать страх». Но здесь же можно отметить и другие сложные механизмы, а подробное объяснение его психологического состояния требует гораздо больше времени, чем я могу сейчас себе позволить. Можно было бы сказать, что он живет в своем внутреннем мире, где контроль скорее магического характера, и он больше не стремится умереть, прыгая со стола, в общем-то как и все остальные нормальные люди, когда они летают во снах.
Интересно отметить, - хотя сначала мне сказали, что он никогда не испытывал страха на людях, - мать вспоминала об этом позже, что, когда он был совсем крошечный (от шести недель до двух месяцев) он настолько всего боялся, что даже шелест бумаги вызывал у него беспокойство. Он сразу же начинал плакать и совершенно не мог всего этого выносить. Мать чувствовала тогда, что его страхи были колоссальными, поэтому она старалась делать все возможное, чтобы избежать повторения этой травмы.
Описывая период раннего младенчества, можно отметить, что он довольно рано стал выражать симпатии и антипатии к людям вообще, и это было его яркой отличительно чертой. В качестве примера можно отметить, что окружение в основном вызывало у него симпатию; правда, он возненавидел одну горничную, которая появилась в доме, когда ему было четыре месяца и все это время он крайне настороженно относился к ней вплоть до ее ухода. Для этого не было каких-то особых причин, просто он всегда любил или не любил людей без особых для того оснований. Его разделение мира на то, что «нравится» и «не нравится» всегда было скорее субъективным, чем объективным.
Считалось, что Саймон счастливый ребенок так же, как и его брат. Но довольно скоро стало понятно, что здесь мы скорее имеем дело с чем-то ирреальным. Он беспокойный, при этом ему постоянно необходимы какие-то изменения и на что-то отвлекаться. То, что он натянут, как пружина, особенно заметно по сравнению со спокойным темпераментом его брата, Билла.
Когда ему было два года, выяснилось, что он левша. Но это вполне допустимо.
Саймон достаточно много разговаривает. Можно даже сказать, что он все время говорит, если он не читает. В последнее время он начал грызть ногти, также у него стали отмечаться навязчивости (он издавал странные звуки) во время чтения, когда он просто сидел, ел и т.д. Во время чтения вслух в школе он также мог издавать подобные звуки или же компульсивно прикрывать рукой лицо.
Эти характерные черты лучше всего описать следующими примерами. Рассердившись на Саймона, вы могли сказать ему: «Нужно пораньше лечь спать». Он же мог ответить вам: «Хорошо, я устал» и отправиться, как ни в чем ни бывало. Или же вы могли сказать ему: «Сегодня никакого шоколада», а он отвечал вам: «Ну и хорошо, мне утром было плохо», и вам опять никак не удавалось донести до него мысль о наказании.
Еще одна характерная черта: Билла просят помочь, и он с радостью идет и делает, о чем его попросили. С другой стороны, Саймон сразу же понимает, что вы хотите от него; он может уточнить,
что именно нужно сделать, но не пройдет и минуты, как он уже будет занят чем-то другим.
Год назад он перестал ходить в школу. Это было сопоставимо с запретами. В случае принуждения его тут же начинало рвать. Я думаю, что первоначально рвота представляла собой бессознательную потребность избавиться от плохих вещей, но вскоре он обращается к рвоте с тем, чтобы обрести контроль над матерью. Ему не составляло труда заболеть. Матери стоило только угрожать ему сном, и результаты были тут как тут. В конце концов она отводила его в школу, и он уже болел там; после всего этого он мог снова ходить в школу.
А сейчас я перехожу к пищевым нарушениям. Один из постоянных симптомов мальчика заключался в отсутствии обычного желания поесть. Можно сказать, что он никогда не был жадным. Не было такой еды, которую бы он действительно любил, или же то, чем его можно было бы угостить. Он любит шоколад, но постоянно его забывает, ибо еде всегда предпочитает игру. Аппетит его брата можно считать нормальным для данного возраста и даже более чем. «Оказавшись на природе, Билл съедает все под чистую, в то время Саймон может ограничиться только одним бутербродом, приступив ко второму только после уговоров». Его интересы явно в чем-то другом.
С самого детства братья очень сильно отличались друг от друга, и по мнению матери «это довольно странно, потому что у нашего Саймона было такое хорошее начало, в то время как у спокойного сейчас и в целом более нормального Билла старт как раз был плохой». И здесь я подхожу к главному утверждению матери, что Саймон был «абсолютно нормальным» до девяти месяцев (когда его отлучили от груди). (Конечно же, мы понимаем, что его вряд ли можно назвать абсолютно нормальным, учитывая то, что даже шелест бумаги вызывал у ребенка беспокойство). Саймон получал наслаждение от груди, хорошо развиваясь физически и умственно, совершенно не давая поводов для беспокойства (до того момента, как его отлучили от груди). Он был не против, когда на протяжении двух месяцев контакт с грудью сохранялся (общее количество раз было сокращено), при этом вводилась какая-то новая пища, но когда груди совсем не стало, он так и не смог это принять. Эта история довольно распространенная. Тем, кто имеет дело с детьми, она хорошо знакома. Отлучение от груди - один из важнейших критических периодов раннего детства.
Таким образом, состояние Саймона можно назвать запретом на жадность, что является вторичным по отношению к травме отнятия от груди, в свою очередь вторичной по отношению к более ранней инфантильной тревоге психотического характера.
Здесь можно добавить несколько довольно странных фактов: когда Саймону исполнилось восемнадцать месяцев, они с матерью как-то остались у тети (там все было очень плохо устроено, да и сама тетя оказалась крайне непрактичной). В общем, он очень плохо реагировал в ожидании приема пищи (его первый подобный опыт), и потом он начал заикаться и грызть ногти. Заикание прекратилось, как только они вернулись домой; правда он продолжал грызть ногти, но это никогда не было так ужасно, как в тот раз.
Здесь следует отметить, что у Саймона были огромные проблемы с опрятностью до
семнадцати месяцев. Он совершенно отказывался пользоваться горшком, и это не составляло для него никакого труда; а когда он стал постарше, он мог это сделать прямо на полу. Мать не пыталась что-то предпринять в этой связи. Но однажды он сам воскликнул: «Ах, какой грязный мальчик», после чего подобные проблемы прекратились.
До недавнего времени Саймон был крайне неопрятен в еде. Этот симптом несколько удивлял людей, которые пытались разобраться в данной ситуации. Но в последнее время все это прекратилось. Теперь Саймон ел, как обычный ребенок, ничего не проливая и даже не запачкав галстук. Правда дома все продолжалось точно так же. Когда ему сказали, что он не сможет пойти на вечеринку из-за неумения аккуратно есть, он ответил: «Так я не буду этого делать, если я пойду на вечеринку», но, конечно же, он не понимает того, насколько все это лишено логики с точки зрения его матери.
Мать говорит ему: «В воскресенье к нам придут гости, и вы сможете сидеть за другим столом». Он же ей отвечает: «В воскресенье я не буду создавать беспорядок вокруг себя». И действительно он вел себя очень аккуратно. «Но он был совершенно невыносим», - добавила мать, - «так что я была рада, когда он снова стал мусорить повсюду, ведь тогда он был хотя бы более покладистым».
У него есть один довольно скучный друг, которого он презирает и в общем-то не любит. Когда его спросили, что ему понравилось дома у этого друга, он ответил: «У него был превосходный чай. Как будто он хотел этим сказать: «Он сам не имеет никакого значения, его можно съесть, не испытывая при этом совершенно никакого раскаяния». Это показывает нам то, как главный симптом - запрет жадности, что на самом деле привело к тому, что в сущности замедляло физический рост, - отчасти можно считать отношениями мальчика с внешним и внутренним миром, дифференцировать которые было для него не так просто.
В случае Саймона можно в очередной раз можно увидеть то огромное значение, связанное с запретом жадности, начиная от отнятия от груди; и точно так же в самом начале отношение к еде демонстрировало его отношение к человеку, матери.