Непоседливость

В обычной практике можно наблюдать три вида беспокойства: непоседливость, тики и хорея. Надо сказать, что последнее встре­чается гораздо реже, чем два других, с ним же могут быть связаны ревматический полиартрит и всевозможные и болезни сердца. По­этому дифференциация этих видов представляется крайне важ­ной. Ошибка может привести к тому, что ребёнку, у которого нет никакой предрасположенности к болезни сердца, предписывают постельный режим, в то время как ему необходимо движение; или же ребёнка с хореей наказывают за непоседливость, которая не поддается контролю, заставляя его выполнять различные упраж­нения и играть в специальные игры, в то время как сердцу необхо­дим максимальный покой.

Хорошо, что все эти виды (непоседливость) имеют отличитель­ные черты, и при надлежащем уходе за ребенком редко можно со­мневаться в правильности поставленного диагноза.

Обычная непоседливость, связанная с тревогой

В обычной непоседливости вряд ли можно найти какие-то фи­зиологические черты; она никак не связана с хореей и, соответ­ственно, ревматическим пороком сердца; поэтому, как правило, лучше вообще никак не лечить и, насколько это возможно, не замечать.

Как правило, такая непоседливость - довольно распространен­ное пиление - не воспринимается как нечто новое; но отчасти это свойственно, так сказать, природе ребенка, поэтому ее довольно легко можно дифференцировать от хореи (достаточно одной толь­ко истории).

Иногда мы располагаем некой историей, последовавшей за ка­ким-то событием, - настолько захватывающей или вызывающей тревогу, что ребенок просто не мог с ней справиться; т.е после это­го события у него возникли такие чувства, которые оказались для него совершенно непереносимыми. Подобное событие могло ока­заться внезапным и совершенно неожиданным, например, от по­рыва ветра внезапно распахивается окно, и захлопывается дверь, все в полной растерянности; или же слишком сильный страх или гнев может быть вызван каким-то событием - нежелательное сек­суальное просвещение (ребенок увидел родителей в постели вме­сте), ссора между взрослыми, рождение ребенка в семье (брата или сестры), человек с парализованной ногой или кто-то с встав­ной челюстью и т.д. и т.п. После такого события, вызывающего тревогу или требующего напряжения всех душевных сил (перед экзаменом), также может начаться хорея.

Таким возбужденным, непоседливым детям всегда нужно что- то делать или куда-то бежать. Волнение тут же приводит к еще большему беспокойству (как и в случае с хореей). И в то время, как в случае с хореей, мы можем видеть отрывистые, беспорядоч­ные, хаотичные движения ребенка, то двигательная активность ребенка, который испытывает тревогу, отчасти представляет его усилия в том, чтобы преодолеть это беспокойство. Ребенок не на­ходит себе места, он крайне беспокоен, вполне может причинить себе вред, если его оставить незанятым, и он совершенно не может находиться за столом; либо поглощает пищу так, как будто у него в любой момент это отнимут, либо может уронить стакан или же пролить чай. Поэтому всегда приходится уточнять «тебе помочь?».

И здесь также возможны самые разные вариации; один ребенок совершенно невыносим дома, в то время как в школе к нему нет никаких нареканий; другого направляет к врачу педагог, отмечая у ребенка симптомы хореи, в то время как родители могут не заме­чать никаких отклонений от нормы.

Но в глубине здесь лежит тревога и прочие ее проявления. Еще один распространенный симптом - это интервалы и частота мо­чеиспускания. Также здесь можно отметить частые позывы к де­фекации, которые сопровождаются сильной резкой болью или же безболезненные, когда ребенок неожиданно бледнеет и совершен­но теряется в пространстве. Сон, как правило, тоже беспокойный. Может отмечаться и явное отсутствие потребности во сне, так что ребенок засыпает самым последним, а встает ни свет, ни заря. На­рушения сна могут быть связаны с ночными страхами, хотя это не столь характерно для таких «легко возбудимых» детей, как в случае с «нервными» детьми. Эти дети скорее просто чрезмерно возбудимы или «нервозны», а не испытывают беспокойство по по­воду каких-то вещей, людей, темноты, одиночества и т.д. Конечно же, эти два понятия часто смешивают.

Такой ребенок весь день что-то делает, играет в разные игры и часто вполне счастлив, хотя может и проявлять свое недовольство, если его ограничивать в активности. Говоря о таком ребенке, нам сразу же представляются самые разные дети в возрасте от пяти до десяти лет, спокойные и подвижные, смышленые и нетерпеливые.