Необходимо отметить, что тревога совершенно естественна в детстве. История практически любого ребенка может служить иллюстрацией той или иной фазы тревоги.
Случай из практики
У матери, вошедшей ко мне в кабинет, на руках был двухмесячный мальчик и рядом девочка двух лет. Маленькая девочка выглядела крайне испуганной, и она громко спросила: «Ведь он не собирается перерезать ему горло?» Она боялась, что я перережу ребенку горло.
У мальчика была язвочка на мягком небе, и в прошлый раз я сказал матери, что ему нельзя давать соску, так как именно постоянное соприкосновение резины с мягким небом, по-видимому, и вызывало образование язв. Однажды мать уже пыталась отучить маленькую девочку от соски, угрожая ей: «Я перережу тебе горло, если ты не перестанешь!» Из чего ребенок заключил, что я собираюсь сделать то же самое: перерезать младенцу горло.
Мы должны понимать здесь, что это была здоровая маленькая девочка, а ее родители - добрые, обычные люди, хотя и бедные и не очень образованные.
На какое-то время мне удалось сгладить ее страхи благодаря доброжелательному к ней отношению, но потом страхи вернулись вновь: «Ведь он не перережет мне горло?» «Нет, но если ты не перестанешь бесконечно ерзать, он обязательно это сделает» - таков был ответ совершенно обессилевшей матери.
Эта эмоциональная ситуация, которую мы видели уже в совершенно в ином свете, по-видимому не сильно волновала ребенка, и буквально через минуту она сказала: «Я хочу писать». Это означало, что ее нужно было срочно вести в уборную.
Этот эпизод может быть использован для иллюстрации обычной тревоги (что происходит каждый день) в детстве.
На поверхностном уровне мы можем видеть любовь к брату и необходимость заручиться поддержкой от матери, что ему не будет больно. А в глубине - это желание ранить, из-за неосознанной ревности (представленной в сознании тревогой), сопровождаемой страхом, что и ей самой могут причинить боль подобным образом. Последнее замечание матери вызвало у нее глубокую тревогу. И это нашло свое выражение не в каком-то психическом изменении, но в физическом симптоме, а именно: необходимость срочно пойти в туалет.
Следующий случай, один из множества других, иллюстрирует наступление тревоги без очевидной причины:
Липман (два года шесть месяцев) привели ко мне, потому что месяц назад она стала внезапно просыпаться и кричать, и с тех пор быта очень нервной. Она единственный ребенок в семье.
В анамнезе девочки не было никаких отклонений. До четырех месяцев она была на груди, а потом ее перевели на бутылку, потому что у матери начался абсцесс. После этого, казалось, все было в норме; правда с грудью теперь было что-то не то.
Девочка развивалась вполне удовлетворительно и была всем довольна; она тихо и мирно спала в собственной кроватке рядом с кроватью родителей. С обоими родителями у нее были замечательные отношения.
И вдруг, без каких бы то ни было видимых изменений, она в ужасе просыпается в 6 утра со словами; «Ведь в этой комнате нет машин, правда?» И с тех пор она становится совершенно другим ребенком. Теперь ночью ее кроватка стояла максимально близко к кровати матери; на самом деле ее приходилось брать в постель к родителям по нескольку раз за ночь, так как она постоянно испытывала страх. В те дни, когда страх совсем не отпускал ее, она всюду следовала за матерью, даже когда она спускалась вниз за водой. Это уже был не тот ребенок, который всем доволен; теперь ей очень быстро надоедали вещи, и она утрачивала интерес от одной игрушки к другой. Ее аппетит в целом восстановился, но последние несколько дней был опять плохой. С ней стало очень трудно справиться, она крайне непоседлива и все время куда-то лезет. В данном случае я не вижу никаких физиологических признаков заболевания. Дефекация и мочеиспускание по-прежнему в пределах нормы.
Именно в это время, в возрасте от одного до пяти лет, закладываются основы психического здоровья, и именно здесь также можно искать ядро психоневроза.
Любой случай психоанализа может подтвердить нам то, что чувства, которые ребенок испытывает в первые годы жизни, крайне важны (на это в свое время обращал внимание Фрейд и многие другие). Подтверждение этому можно найти в самых разных источниках, таких как: искусство, фольклор и религия.
Знание этих деталей, лежащих в основе бессознательных желаний и конфликтов, не имеет прямого отношения (возможно, лишь косвенное) к клинической работе, за исключением психоанализа, как такового. Но часто бывает важно понимать интенсивность эмоциональных деформаций и напряжения даже в ходе нормального эмоционального развития, чтобы можно было сделать верные допущения в отношении тревоги, лежащей в основе психического заболевания, или отклонений от нормы в поведении.
Когда ребенку исполняется четыре или пять лет, его желания и страхи, связанные с позицией в отношении двух родителей или заменяющих их лиц, становятся менее интенсивными и возникнут вновь в период полового созревания.
В десять или одиннадцать лет у ребенка начинается новый этап эмоционального развития точно так же, как это происходило в раннем детстве, но сейчас можно видеть развитие половых органов, кроме того, ребенок становится способен претворить в жизнь то, что раньше он мог сделать только в фантазиях или в игре.
Педиатр, учитель или священник - каждый из них может на- [ блюдать успех или поражение в этой невероятной ранней борьбе, а без желания признать значение всего этого вряд ли удастся хоть немного приблизиться к идеалу в любой из этих областей, будь то: здравоохранение, обучение или религия.
Ниже будет приведен довольно распространенный случай, когда симптомы возникли вследствие изменения окружающей среды:
Вероника была нормальным здоровым младенцем до того момента, как ее мать положили на месяц в больницу (тогда ей был один год и пять месяцев). Вот уже целый месяц мать находится дома, наблюдая не совсем радужную картину: ребенок плохо себя чувствует, очень мало ест, после еды ее начинает рвать, и она очень нервная.
Пока мать находилась в больнице, за девочкой присматривала одна ее знакомая (43 года, не замужем). На первый взгляд она казалась совершенно нормальной женщиной, но, как выяснилось, ее методы обращения с ребенком были довольно жестокими. Например, на столе лежал ремень в качестве постоянной угрозы для ребенка. Она брала н руки ремень всякий раз, когда ребенок отказывался от еды, По рассказам соседей часто можно было слышать крики девочки. Не отказ от еды был реакцией на то, что она лишилась собственной матери. Но эта женщина также старалась и заботиться о ребенке, как могла.
Пока Вероника находилась с ней, она была очень нервной. Например, ее отец отмечал, что она боялась идти к нему, хотя раньше ничего подобного никогда не было. Когда мать вернулась наконец домой и попыталась что-то предпринять в этой связи, ей это удалось лишь отчасти. Пройдет какое-то время, прежде чем ребенок будет воспринимать собственного отца без страха и сможет спокойно заниматься сам с собой (Вероника единственный ребенок в семье, другой ребенок умер несколько лет тому назад).
Но кроме отсутствия аппетита, - это и было причиной обращения, - у девочки также были трудности с дефекацией и мочеиспусканием. Если раньше с мочеиспусканием все было в порядке, то теперь частота мочеиспускания значительно возросла (в течение дня и особенно ночью); также она стала мучиться запорами.
Во время повторного посещения мать рассказывала мне, что ребенок испытывает трудности с мочеиспусканием, и на протяжении трех дней она не ходила в туалет по большому. Был сделан анализ мочи. Все оказалось в норме.
Мать также отмечает, что вымыть промежность теперь также оказывается очень непросто. «Я же не могу допустить, чтобы ребенок увидел банку с вазелином».
Раньше сон был нормальным. Теперь ребенок часто просыпается и требует мать.
Фактическая травма, однако, не имеет побочных действий, как это будет показано в следующем случае; к побочным действиям приводит травма, связанная с наказанием, правда уже в фантазиях,
Хелен (один год и три месяца) приносят ко мне из-за кашля. Я замечаю шрам на шее. И тогда мне рассказывают следующую историю:
Когда девочке было чуть больше года, ее брат, двухлетний мальчик, воспользовавшись тем, что мать потеряла бдительность, схватил раскаленную кочергу и ткнул ей малышке в шею, попав чуть ниже щитовидного хряща. Он просто сделал это назло. Вообще это довольно веселый и умный ребенок, хотя порой он и реагирует на замечания матери достаточно резко: «ну и заткнись!»
Девочка не сильно плакала. Ее сразу же госпитализировали, и в больнице она находилась около шести недель.
Создается такое впечатление, что произошедшее не сильно повлияло на нее. Здесь мы не видим никаких симптомов, связанных с данным инцидентом. Девочка выглядит вполне счастливой и не проявляет излишней тревоги даже тогда, когда тот же брат выхватывает игрушку из ее рук, а также другими способами пытается спровоцировать ее, пока я разговариваю с матерью.
В данном случае это происшествие не имело никакого отношения к тому, что происходило в сознании ребенка. Мы можем видеть лишь незначительное побочное воздействие. Тем не менее, *когда ребенок дойдет до более высокого уровня эмоционального развития, вполне возможно, что тревога, связанная с этим инцидентом, возникнет вновь. И тогда уже девочка может воспринимать это как жестокое нападение.
Ярким примером травмы, которая привела к болезни, можно считать случай с Пегги.
Пегги сейчас десять лет, и это очень умный и жизнерадостный ребенок. Ее привели ко мне из-за тех изменений, которые стали происходить у девочки после того, как ребенок на улице рассказал ей по секрету, что она не родная дочь своим родителям.
Одна эта фраза все перевернула в ее жизни. Раньше Пегги хорошо училась в школе и прекрасно исполняла комедийные роли (одевалась как мальчик, с цилиндром и тростью), теперь же она стала нервной, постоянно выкручивает пальцы и т.д. Она стала забывать какие-то вещи и не желает, да и вообще не в состоянии, теперь играть. Ей стали сниться кошмары по ночам, и она часто просыпается и зовет на помощь родителей.
Тогда же у нее начались трудности с мочеиспусканием (частые позывы в туалет), и она совершенно потеряла аппетит.
В обычном разговоре она демонстрирует довольно серьезные пробелы с памятью. Она с трудом может воспроизвести то, что происходило до того, как ей исполнилось шесть лет. Она действительно была приемным ребенком; но было совершенно бесполезно говорить об этом, потому что она оказалась не в состоянии услышать то, что ей говорили.
Эти факты с трудом удалось вскрыть благодаря ее «матери» (г- жа Б.), которая заметила, что она всегда избегала говорить на эту тему с девочкой.
У г-на и г-жи Б. был ребенок, который умер много лет тому назад. Пегги знает об этом ребенке. Пегги - единственный ребенок сестры г-жи Б. Ее отец умер вскоре после рождения девочки, а мать совершенно не заботилась о ней. Г-жа Б ухаживала за девочкой, пока ей не исполнилось два года. Потом ее забрал доктор Барнардо, и она находилась там до четырех лет. Далее супруги удочеряют девочку, так как она фактически является их единственным ребенком и называет их «мамой» и «папой». Они поставили перед собой цель, чтобы девочка никогда не узнала всю правду. Однако, еще тогда, когда Пегги было всего пять лет, на пороге, как гром среди ясного неба, появилась какая-то женщина (ее настоящая мать). После этого началась полная неразбериха. Но едва закрылась за ней дверь, на нее тут же заявили в полицию.
До того, как этот ребенок на улице стал издеваться над ней, Пегги успешно избегала соприкосновения с подобными фактами в сознании. Она приходила ко мне на один час два раза в неделю, на протяжении примерно шести недель. В этом коротком анализе мне удалось узнать какие-то вещи о ее бессознательных страхах.
Очень немногие из нас действительно верят в бессознательное. Большинство посоветовали бы мне сначала заручиться поддержкой девочки, а уже потом рассказать ей всю правду. Однако, вряд ли от этого могла быть какая-то польза, так как (1) она не примет эти факты, и (2) она уже не в состоянии справиться с ними.
На самом деле во время поверхностного анализа материал, к которому мы приблизились, касался происхождения детей, а также всего того, что связано с зачатием и коитусом. Я сразу же представляю себе двух критиков здесь. Первый говорит о том, нормальная здоровая девочка десяти лет вряд ли будет задумываться о таких вещах. Второй же отмечает, что любая девочка десяти лет в общих чертах уже имеет представление об этом. На самом деле, во время самой первой нашей встречи, у девочки действительно было очень смутное представление обо всех этих вещах, но поскольку у нее зародилось это подозрение, постепенно она сама себя во всем просветила, практически без моего участия. Наблюдение за животными открыло ей всю правду, но она не могла смириться с этим, предпочитая верить в то, что дети рождаются от грушевых деревьев и тому подобное.
И только когда она выросла, она смогла наконец принять правду. Она уже могла сопоставить факты, которые замечала раньше, и примерно в это же время исчезли и симптомы. Теперь, если кто-то пытался оскорбить ее, она отстаивала собственную точку зрения; она снова хорошо училась в школе, опять играла в постановках, а те вопросы, которые когда-то ее столь сильно дестабилизировали (факт ее рождения), перестали быть важными для нее.
Вполне возможно, что родительское табу сексуальных вопросов стало важным фактором в ее болезни, гораздо более важным, чем сложность семейной структуры. В ходе работы со мной (мое собственное отношение к сексуальным вопросам) она перестала испытывать тревогу и была способна иметь дело с материалом, который уже присутствовал в ее сознании. Иными словами, то, что было необходимо ребенку, и что он получил наконец, - это сексуальное просвещение; но я не мог просветить ее напрямую, мне удалось предоставить ей лишь некую базу, которую она брала за основу в собственных наблюдениях. Если бы она была глубоко невротичным человеком, вряд ли бы это стало возможным в столь короткий промежуток времени.