Необходимым условием проведения гинекологического осмотра является правильная подготовка пациентки. Должным образом собранный анамнез позволит наладить взаимоотношение между врачом и пациенткой. Разговаривать с ребенком или подростком необходимо напрямую. Врачи, редко работающие с детьми, порой удивляются, насколько дети легко отвечают на вопросы, описывают жалобы, соглашаются на проведение тех или иных процедур. В целом, после того как контакт между врачом и юной пациенткой будет налажен, возможно проведение любого вмешательства. Врачу следует выбрать высоту стульев так, чтобы его глаза находились на одном уровне с глазами ребенка. При осмотре и сборе анамнеза используются игрушки, соответствующие возрасту. Наиболее подходящим для общения с ребенком является дружественный, открытый диалог. Готовность к взаимодействию вознаграждается позже, когда становится возможным сотрудничать с ребенком.
В начале беседы с подростком следует уверить его, что все полученные данные будут храниться в тайне; беседу следует проводить наедине с пациенткой. Часто случается так, что принципиально важные сведения можно получить только при конфиденциальном разговоре, и в контексте новой информации жалобы пациентки приобретают иное значение. Некоторые подростки приходят на прием к врачу без сопровождения родителей или опекунов. Законы, касающиеся конфиденциальности полученной информации и согласия ребенка на лечение, в разных штатах различаются. Тем не менее ю всех штатах США врач может оказывать гинекологическую и акушерскую помощь дееспособным подросткам на основе информированного согласия.
В случаях, когда пациентку сопровождает кто-то из членов семьи, врач часто опасается, что они будут против конфиденциального разговора с дочерью. На практике это не так Родители, как правило, легко соглашаются на то, что врач будет разговаривать с пациенткой наедине. Нередко они рады, что врач наедине с ребенком разъяснит вопросы, касающиеся секса и репродуктивного здоровья. Родители рады возможности обсуждения значимых вопросов с врачом, однако желают быть уверенными, что им сообщат о диагнозе (особенно в случае тяжелой патологии) и примут во внимание их мнение по поводу дальнейшего обследования и лечения. Большая часть родителей положительно реагируют на следующую фразу: «Вашей дочери будет легче отвечать на мои вопросы, если мы останемся одни. Поэтому я попрошу вас на некоторое время покинуть палату, чтобы она поняла, что мы остаемся с ней наедине. Безусловно, после того как мы закончим наш разговор, вы сможете вернуться в палату. Также я сообщу вам о текущей ситуации и том, что мы планируем делать дальше».
Перед обследованием необходимо четким, простым языком, объяснить, что именно и каким образом будет сделано. Не используйте медицинскую терминологию: вместо «бактериологического исследования» скажите «анализ», вместо «нарушение целостности слизистой» — «язва» и т. д. При разговоре с очень маленькими детьми следует уточнить, какие слова они используют для обозначения половых органов, и использовать их в беседе самому. Врач должен обращать внимание на невербальные знаки, свидетельствующие о смущении, замешательства, непонимании и, при необходимости, давать пояснения.
Почти всегда дети испытывают значительное смущение, когда врач осматривает промежность, насколько что возможно, врач должен стремиться проводить исследование так, чтобы пациентке было комфортно, и она чувствовала себя свободной в принятии решений. Например, следует представить возможность пациентке самой выбирать последовательно дату проведения исследования, в какой-то мере самой руководить врачом. Даже самые маленькие пациентки могут указать на то, в каком положении им удобнее находиться при проведении обследования, кому следует остаться в комнате, и даже какого цвета халат они хотели бы надеть для осмотра. Также важно, чтобы именно от пациентки зависел выбор того, какие манипуляции можно проводить, а от каких стоит воздержаться, Сообщите пациентке, что она имеет право сказать «Стоп, если что-либо во время обследования причинит ей боль или она почувствует себя дискомфортно, и что по любым причинам обследование будет прекращено, как только она попросит,
При описании обследования следует сказать, что пациентка может ощущать чувство беспокойства, смущения. Например, так «Почти все, кому проводится подобное исследование, чувствуют себя вначале смущенными и обеспокоенными, но после того как их посмотрят, все говорят, что это было не так страшно и неприятно, как они вначале думали». Надо определенно сказать, что ребенку не будет больно, а если вдруг появятся болевые ощущения, осмотр прекратится. Часто ребенка можно успокоить, сказав, что врач «только посмотрит». Разумеется. подобные фразы можно говорить, только если они отражают правду.
При необходимости проведения углубленного осмотра ребенка старшего возраста мало объяснить в общих чертах, что вы собираетесь сделать. Необходимо рассказать, с какой целью, что именно, каким образом будет сделано, показать, какие инструменты при этом будут использоваться. Ребенку, который до этого никогда не осматривался гинекологом, следует рассказать, какие ощущения он может испытывать, перечислить, что именно будет сделано. Правильная подготовка пациентки занимает достаточно большое время, однако затраченные усилия окупаются возможностью проведения полного осмотра, взаимодействием с пациенткой.