О норме и тревожности

На основании достаточно большой выборки детей, говоря о весе, не составляет труда вычислить средний вес ребенка любого возраста. Точно так же и со всеми остальными показателями раз­вития, а тест на определение нормы позволяет сравнить показате­ли ребенка с неким средним показателем.

Такое сравнение может дать нам очень интересную информа­цию, но здесь возникают и некоторые сложности, которые сводят на нет все эти расчеты и о которых, как правило, не принято упо­минать в литературе, посвященной работе с детьми.

И хотя с точки зрения исключительно физического развития любое отклонение от нормы может считаться чем-то ненормаль­ным, из этого вовсе не следует, что снижение показателей из-за эмоционального напряжения и стресса обязательно указывает на аномалии развития. Скорее это обстоятельство требует некоторо­го разъяснения.

Возьмем самый простой пример, поскольку это наиболее рас­пространенная ситуация в случае с детьми от двух до трех лет, когда рождение брата или сестры оказывается столь травмирую­щим для ребенка. В ходе беременности матери или когда младенец появляется на свет, ребенок - до этого совершенно здоровый и с которым не было никаких проблем - может почувствовать себя несчастным, у него могут отмечаться бледность и худоба, не свой­ственные ему ранее, а также развиться другие симптомы, такие как энурез, раздражительность, частые простудные заболевания, за­пор, заложенность носа и проч. И если ребенок заболевает именно в это время - скажем, приступ пневмонии, коклюш, гастроэнте­рит - вполне возможно, что выздоровление будет не скорым.

Джоан - два года пять месяцев, единственный ребенок в семье. До рождения в семье брата девочки, тринадцать месяцев назад, у ребенка не было никаких проблем со здоровьем. Но потом она стала очень ревновать родителей к малышу. Потеряв аппетит, она стала терять в весе. И дальше продолжалось то же самое. Она ста­ла легко возбудимой, и мать не могла оставить ее, ведь это грозило новым приступом тревоги. Она ни с кем не разговаривала, а по ночам внезапно просыпалась (по четыре раза за ночь); при этом сложно было разобрать само сновидение (хочет киску, и проч.), из-за которого она проснулась.

Она стремится зажать и даже укусить ребенка, не позволяя ему брать ее игрушки. Если кто-то начинает говорить о ребенке, она тут же хмурится и пытается вмешаться. Родители были вынуждены поместить ее в Центр социальной реабилитации, но и там она испытывала очень сильную тревогу, а поскольку рядом с ней нико­го не было (ей некого было кусать), она кусала сама себя. Поэтому через три дня ее пришлось забрать домой.

Девочка боится животных.

Если она видит мальчика в комнате, у нее тут же возникает рвотный рефлекс, и она уже не может сдержаться. Если ей дают кусочек шоколада, она кладет его в рот и держит там, пока не при­дет домой, а потом все равно его выплевывает.

Она постоянно предпочитает мужчин женщинам.

Родители совершенно очаровательные люди, и ребенок, в це­лом, вполне здоровый и милый.

Итак, если бы не рождение этого ребенка со всеми вытекающи­ми последствиями, здоровью Джоан ничего бы не угрожало; но пропустив реальный опыт в определенном возрасте, это все равно сказалось бы на ее личностном развитии. Это еще раз указывает нам на то» что здесь скорое нормой будет то, что ребенок заболеет, чем останется здоровым.

Врач, но понимающий процессом, лежащих и основе такого нез­доровья, будет стремиться поставить диамин и лечить болезнь, обусловленную физиологическими причинами. Тот же врач, кото­рый хоть немного разбирается в психологии, догадается об истин­ной причине болезни и будет принимать активные меры, чтобы помочь пациенту; например» он постарается объяснить родите­лям, чтобы они, как и прежде, относились к ребенку после рожде­ния ее брата, или же отправили ее на какое-то время к тете, или завели ей домашнее животное. В качестве мер профилактики он будет советовать родителям честно отвечать на вопросы детей, откуда берутся дети, и вообще не испытывать тревоги по этому поводу.

Можно пойти еще дальше, констатируя то, что врач, которому больше известно о психологии, будет только наблюдать за происходящим, ниче­го не предпринимая, разве что оставаясь другом. Потому что он понимает, что переживание фрустраций, разочарований, утраты любимого объекта, - осознавая при этом собственную неважность и слабость, - представляет существенную часть в воспитании ре­бенка, и, конечно же, наиболее важной образовательной целью бу­дет дать ребенку возможность управлять собственной жизнью без посторонней помощи. Кроме того, силы, определяющие поведение как обоих родителей, так и ребенка, настолько глубинны, и все это так прочно укоренилось в бессознательном, что всякие интеллек­туальные попытки изменить этот процесс напоминают попытку нацарапать собственное имя на колонне собора - здесь мы имеем нечто большее, чем просто тщеславие художника.

Чтобы проиллюстрировать это «нормальное нездоровье» нами был взят самый распространенный пример, который можно на­блюдать в любой практике, включающей в себя уход за детьми от рождения до школьного возраста, Но именно такие эмоциональ­ные ситуации встречаются не так часто, в то время как каждому ребенку приходится испытывать нечто подобное или даже более травмирующие внутренние и внешние эмоциональные ситуации, с которыми ему необходимо так или иначе справиться, научив­шись не бояться их, исправить ситуацию или так или иначе сми­риться с ней. При отсутствии фактических ситуаций воображае­мые всегда присутствуют - на самом деле зачастую они даже более сильные, - и совсем не обязательно, что у нормального ребенка в течение первых нескольких лет жизни не будет никаких отклоне­ний в физическом развитии, что в свою очередь может указывать на наличие эмоционального конфликта.

Формирование симптома - это то, что позволяет наблюдате­лю распознать истинную причину огромного количества детских заболеваний. Поэтому в любой работе по клинической педиа­трии следует уделять особое внимание той роли, которую игра­ет тревога в заболевании. Подобное объяснение отклонений от нормы имеет то преимущество, что это не нарушает биологиче­ских принципов. Если энурез объясняется нарушением гипофи­за или щитовидной железы, по-прежнему не совсем ясно, каким i образом столь часто происходит поражение этих лимфатических I узлов? Если периодическая рвота объясняется биохимическими [ процессами, вполне естественно задать следующий вопрос: По­чему биохимический баланс так легко разрушить, когда все ука­зывает на стабильность ткани? То же самое относится и к теории хронической усталости, теории нервозности и той теории, что заикание происходит из-за отсутствия контроля дыхания. Все эти теории заводят нас в тупик.

Теория, объясняющая эти симптомы (делая акцент на эмоцио­нальном конфликте),

не только способна представить доказательства в отдельных случаях, но также представляется удовлетворительной в биологи­ческом плане. Эти симптомы, как правило, свойственны исключи­тельно человеческому существу, и столь огромная разница между человеком и другими млекопитающими, пожалуй, заключается в более сложных попытках первого сделать так, чтобы инстинкты служили, а не управляли. Именно в этих попытках и следует ис­кать причину болезней, которые настолько распространены у многих из нас и практически отсутствуют у животных.

Если нормальное развитие зачастую приводит к нарушениям физического здоровья» становится очевидно, что бессознательный конфликт, который вряд ли можно отнести к норме, может приве­сти к еще более серьезным физическим расстройствам.

И хотя мы уже отмечали, что плохое здоровье вполне может быть нормой, с другой стороны, совершенно естественно говорить о нарушении физического здоровья (один из критериев психоло­гического нездоровья), утверждая при этом, что сложности у ре­бенка становятся все более ярко выраженными (явная патология); и если физическое здоровье настолько слабое, прямо или косвен­но, тогда мы можем говорить о том, что это не просто временное ухудшение здоровья, но и самой жизни угрожает опасность.

В то же самое время лечащему врачу, под наблюдением кото­рого находится слабый ребенок из-за трудностей эмоционального развития, необходимо постоянно следить за физической болезнью не только потому, что физическая болезнь - например, энцефалит, хорея и т.д., - может быть сопряжена с тревогой и даже вызывать ее, но и потому, что продолжающееся бессилие, вызванное эмоци­ональными проблемами, является некой предрасположенностью к определенным заболеваниям, таким как: туберкулез и пневмония за счет снижения общей резистентности. Именно поэтому клини­ческая медицина довольно сложна, но проблемы раннего детского возраста, которые во взрослой жизни будут безнадежно сложны­ми, все же можно так или иначе постичь.