Эго-связь и эго-оргазм и ид-отношения

Кульминацией эго-связи будет эго-оргазм. Здесь Винникотт вводит это новую концепцию, приравнивая оргазм-эго к экстазу. Он противопоставляет эго-оргазм «физическому оргазму с ло­кальным возбуждением». В данном случае Винникотт разграничи­вает эго-связь и эго-оргазм с ид-отношениями и инстинктивным оргазмом. Это различие оказывается невероятно важным в нашей клинической работе. Только в теоретической системе классифика­ции эго-связи, «относящейся к отношениям между двумя людьми, один из которых в любом случае один», мы можем обсуждать кон­цепцию Винникотта, а именно: способность испытывать беспо­койство.

После публикации работ Фрейда «Скорбь и меланхолия» (1917) и важнейших исследований депрессивных и меланхолических состояний Карла Абрахама (1924), вину (бессознательное) ста­ли считать важнейшим параметром в этиологии эмоциональных и личностных расстройств. Исследования Мелани Кляйн (1935, 1957) лишь углубили и расширили это понятие.

Винникотт разрабатывал собственные теории в кляйнианской традиции. Но уже руководствуясь собственным накопленным опытом, он начал ставить под сомнение абсолютность кляйни- анского фокуса на роли вины в начале психического развития, как это видно в двух его статьях «Психоанализ и чувство вины» (1958а) и «Личный взгляд на кляйнианский вклад» (1962). В конце концов, он подробно рассматривает данную ситуацию в своей ста­тье «Способность испытывать беспокойство» (1963с). Эта статья представляется важной не только для нашего понимания зрелого видения Винникотта, но и для оценки того, к чему психоаналити­ческие исследования ведут сегодня.

Винникотт отстаивает собственную позицию с присущей ему убедительностью:

Слово «беспокойство» используется для того, что­бы показать в позитивном ключе явление, которое скрывается в негативном ключе под словом «чувство вины». Чувство вины связано с тревогой и понятием амбивалентности, предполагающим определенную степень интеграции Эго человека, что дает возмож­ность сохранения хорошего образа-объекта наряду с идеей его уничтожения. Беспокойство подразумевает последующую интеграцию, а также дальнейший рост, и относится в позитивном смысле к чувству ответ­ственности человека, особенно касательно отноше­ний, связанных с инстинктивными влечениями.

Беспокойство имеет отношение к тому факту, что человек ис­пытывает беспокойство или остерегается, и в том, и в другом случае он чувствует и принимает на себя ответственность.

Винникотт отмечает у ребенка способность испытывать беспо­койство прежде чем станет возможной для него ситуация с Эди­повым треугольником. Способность испытывать беспокойство он считает «вопросом здоровья», а также следствием достаточно хорошего ухода за ребенком. В дальнейшем это предполагает «эго, которое становится независимым от вспомогательного эго мате­ри». На данном этапе Винникотт вводит важное новое разграниче­ние в опыте ребенка в целом - «объект-мать» и «окружение-мать»:

Представляется важным обратить внимание на существование незрелого ребенка у двух матерей - я буду называть их объект-мать и окружение-мать? У меня нет желания изобретать какие-то иные понятия.

Как мне кажется, вполне возможно использовать уже существующие понятия* такие как «объект-мать» и «окружение-мать», в данном контексте для описания огромной разницы* существующей для ребенка между этими двумя аспектами ухода за ребенком: мать как объект, или обладатель частичного объекта, способ­ный удовлетворить насущные потребности младенца, и мать, как человек, отражающая все непредсказуемые явления и активно оказывающая помощь в каких-то общих вопросах. То, что ребенок делает на высо­те ид-напряжения и что он получает в результате от объекта, представляется мне очень отличным от той пользы, которую ребенок извлекает из матери, как ча­сти общей среды.

На данном языке это среда-мать, которая получает все, что можно назвать привязанностью и эмоциональным со-существо- ванием; это объект-мать, который становится мишенью для столь восторженного опыта, поддерживаемого явным напряжением инстинктов. В моем представлении подобное беспокойство пре­вращается в жизни ребенка в очень сложный опыт одновременно- го-проявления объекта-матери и окружения-матери.

Данное утверждение - то, как пациент относится к нам в про­цессе переносе - оказывается действительно знаковым. Но вер­немся к последним аргументам Винникотта:

При благоприятных обстоятельствах формирует­ся определенная техника для разрешения этой слож­ной формы амбивалентности. Младенец испытывает беспокойство, так как используя мать, он потеряет ее, но эта тревога претерпевает изменения в силу того, что ребенок может внести собственный вклад то, что представляет собой окружение-мать. Таким образом, у нас возникает все больше уверенности в том, что мы сможем так или иначе внести свой вклад, давая окружению-матери некую уверенность, что позволит ребенку сдерживать тревогу. Сдерживаемая таким образом тревога претерпевает изменение в качествен­ном выражении и становится чувством вины...Инстинктивные-влечения приводят к безжалостной экс­плуатации объектов, а впоследствии к сдерживаемому чувству вины; и все это смягчается тем содействием (окружение-мать), на которое способен ребенок в течение нескольких часов. Кроме того, возможность давать и получать компенсацию, - то, что становится реальным благодаря надежному присутствию окру­жения-матери, -позволяет ребенку еще смелее пере­живать ид-влечения; иными словами, освобождает инстинктивную жизнь ребенка. Таким образом, вина не ощущается, но находится в латентном состоянии или потенциально присутствует, и проявляется (как грусть или подавленное настроение) только тогда, ког­да уже нет возможности компенсации.

Когда у нас появляется уверенность в этом благо­приятном цикле и ожидании возможностей, чувство вины по отношению к ид-влечениям претерпевает дальнейшие изменения, и тогда нам уже требуется более позитивный термин, такой как «беспокойство». Теперь ребенок уже может испытывать беспокой­ство, брать на себя ответственность за собственные инстинктивные импульсы и функции, что является одним из основных конструктивных элементов игры и работы. Но в процессе развития это играет опреде­ленную роль в том, что способствует и дальше фор­мированию способности ребенка испытывать беспо­койство.

Итак, цикл завершен, и ребенок, о котором заботились, может теперь сам заботиться и испытывать беспокойство. Это начало огромнейшего опыта в человеческой культуре - жить и разделять свою жизнь с другими, взаимная помощь друг другу и многие дру­гие вопросы.

Здесь мне бы хотелось принести небольшую цитату Винникотта о подростковом возрасте, так как именно подростковый возраст­аю rot самый мост между ребенком, заботящимся о собственной семье, и взрослым в обществе. В своей работе «Отрочество: Борь­ба с депрессией» (197U1) Виниикотт утверждает:

... Нели подростку необходимо пройти через эту стадию развития естественным путем, то следует ожи­дать явления, которое можно назвать подростковой депрессией. Общество должно принимать это во вни­мание, как неизбежную составляющую данного про­цесса, что нужно терпеть, но никак не лечить.

Итак, мы подошли к тому, что Винникотт говорил о вере в сво- ей работе «Место культурного опыта» (1967 г. [| 971Ь]). Здесь мне бы хотелось процитировать его главные тезисы:

  1. Это то место, где находится культурный опыт в потенци­альном пространстве между человеком и его окружением (первоначально объект). То же самое можно сказать и об игре. Культурный опыт начинается с первых творческих проявлений в игре.
  2. Для каждого человека использование этого пространства определяется жизненным опытом, который у него есть на самых ранних этапах жизни.
  3. С самого начала у ребенка присутствует этот максимально интенсивный опыт в потенциальном пространстве между субъективным объектом и объективно воспринимаемым объектом; между тем, что есть продолжение Я и не-Я. В этом потенциальном пространстве мы можем видеть опре­деленную взаимосвязь - то, что является только Я, а также объекты и явления вне всемогущего контроля.
  4. У каждого ребенка здесь имеется свой благоприятный или неблагоприятный опыт. Зависимость максимальная. Потен­циальное пространство формируется только благодаря чув­ству уверенности ребенка, то есть уверенность, связанная с надежностью материнской фигуры или элементов окружа­ющей среды, уверенность, свидетельствующая о доверии, которое потом интроецируется.
  5. Для того, чтобы исследовать игру, а потом и культурную жизнь человека, необходимо исследовать само потенци­альное пространство между ребенком и человеческой (не застрахованной от ошибок) материнской фигурой, кото­рая, по сути своей, невероятна адаптивна, испытывая столь сильные чувства (любви и привязанности).

Итак, если эту область следует считать частью Эго организа­ции, здесь мы сможем видеть часть эго, которое не является теле- сным-эго, т.е основано не на паттерне телесного функционирова­ния, но телесном опыте. Этот опыт имеет отношение к объектным связям не-оргиастического характера или тому, что можно назвать эго-связью, и происходит это там, где можно сказать, что непре­рывность позволяет сформироваться близости.

Винникотт постепенно развивал свою концепцию «Переходные явления» в младенчестве, включающую в себя «потенциальное пространство» взрослой жизни в культуре.

Уже ближе к концу своей жизни Винникотт стал обращать все большее внимание на понимание, не только в аспектах неблаго­приятного влияния на человека, но и позитивных моментах на фоне культурных данностей.

В общем, Винникотт был одним из тех, с кем мне бы очень хоте­лось встретиться вновь.