В данном случае я выбрал тему «Педиатрия и психиатрия», учитывая характер своей работы, Я педиатр, оказавшийся в психиатрии, и психиатр, склоняющийся к педиатрии. Так что для докладчика в данном случае будет вполне естественным говорить о собственном опыте, столь важном для него. На мой взгляд, - поскольку мне довелось работать именно в этих двух областях, - я могу рассказать то, что будет представлять определенный интерес для детского врача, равно как и для доктора, работа которого связана с душевной болезнью. И, конечно же, работая в этих двух разных областях, я не могу считать себя экспертом в обеих.
Исследования, отсылающие нас к эпохе Фрейда, показывают нам то, что в анализе психоневроза детство пациента изобилует невыносимыми конфликтами, которые привели в результате к подавлению и формированию защит, а также сбоям в эмоциональном развитии человека с последующим формированием симптомов. Таким образом, совершено естественно, что исследования были направлены на эмоциональную жизнь детей. Только потом мы узнали, что реконструкцию (то, что делали взрослые пациенты со своими детскими конфликтами: конфликтами, связанными с их инстинктивными представлениями и опытом) можно было видеть уже в детстве, и совершенно точно это было в аналитическом лечении детей. Незадолго до этого уже стали проявлять интерес к тому, нет ли связи между наиболее тяжёлыми психотическими заболеваниями взрослых и их младенческим опытом.
Постепенно (шла сформирована невероятно сложная теория эмоционального развития человека, и теперь, наряду с этим ужасающим и в то же самое время восхитительным неведением, у нас есть полезные рабочие гипотезы, а именно: гипотезы, которые действительно работают. Теперь мы располагаем достаточным материалом для того, чтобы попытаться сформулировать какие-то вещи в отношении младенцев, которые волнуют в равной степени как психиатра, так и детского врача, и мне бы хотелось быть одним из тех, кто попытается это озвучить.
Итак, мой главный тезис здесь в том, что научный работник в любой из этих двух областей может многое почерпнуть для себя от встречи с другим. Но тут следует сделать одну оговорку; быть может, она и не будет принята. Я призываю обращаться к психологии в случае любого психического расстройства. На мой взгляд, мы вполне можем обращаться к психиатрии в случаях, когда ткань головного мозга не нарушена. Естественно, если мозг поражен, имеются физические нарушения или производились какие-то хирургические вмешательства, вполне ожидаемы и изменения психического характера. Лично для себя мне мало что удалось почерпнуть, изучая личность человека с нарушениями мозга, в то время как мы действительно можем очень многое узнать для себя, изучая человека с неповрежденным мозгом, - и так многое нам еще предстоит понять о нормальном эмоциональном развитии и всех его причудах.
Я надеюсь, у вас не возникнет мысли о том, что я постоянно игнорирую наследственность или старческое слабоумие, а также всевозможные травмы, энцефалит, токсический делирий, или опухоль головного мозга, или даже симптоматические улучшение после нескольких припадков.
Итак, позвольте мне вновь высказать свою мысль о том, что действительно можно проследить определенную взаимосвязь между клиническим развитием ребенка и определенными психиатрическими состояниями, а также между уходом за ребенком и правильным уходом за психическими больными.
Для исследований необходимы определенные концепции, и можно говорить о субъективной инициации запроса. Объективность придет чуть позже, когда мы будем планомерно осуществлять запланированную работу и сравнивать наблюдения, сделанные в разных плоскостях. Отдавая должное тем, кто занимается исследованием данного вопроса эмоционального развития ребенка, мне бы хотелось описать различные подходы, которые мы постараемся рассмотреть более подробно. Следующие подходы обеспечивают нам столь необходимые наблюдения, которые можно сравнить, а также корреляции между ними:
- Прямое наблюдение за отношениями мать-младенец. Примером этого может служить работа д-ра Миддлмора (к сожалению, безвременно ушедшей от нас), которая описывается в книге Пара - мать и дитя.
- Непосредственное периодическое наблюдение за младенцем, которое начинается сразу же после рождения и продолжается в течение года. В общей практике, а также в педиатрическом амбулаторном отделении госпиталя родители навещают детей в случае возникновения проблем, или же когда они нуждаются в совете.
- Педиатрический анамнез. В своей практике (достаточно обширной) я, как правило, даю возможность матери рассказать мне то, что она знает о развитии своего младенца. Дело в том, что у нас всегда есть возможность узнать об анамнезе гораздо больше, и при наличии подобного опыта специалист становится все более точным в своих оценках описания матери.
- Контроль за кормлением и выделениями ребенка в педиатрической практике.
- В данной статье я приведу пример психологических аспектов проблем с питанием у младенца. Можно сказать, что в большинстве случаев, - когда речь не идет о болезни, - работа с физиологической стороны уже была проделана физиологами и биохимиками, а практические проблемы носят, главным образом, психологический характер. Диагностическое интервью с ребенком.
- В первом интервью часто возможно, - и это будет совсем не лишнем, - сделать своего рода аналитическую обработку в миниатюре. Если анализ будет проводиться позже, потом все равно потребуется очень много времени для повторного сбора информации. В таких интервью врач не до конца уверен в собственной позиции, поскольку он уже очень давно находится в этом анализе; но с другой стороны, у него формируется глубокое понимание самых разных случаев, и это в некоторой степени уравновешивает количественные ограничения в его аналитической практике.
- Реальный психо-аналитический опыт.
- Это дает нам совершенно иное представление о младенчестве пациента в зависимости от того, находится ли ребенок в группе детей от 2- до 4 лет, или старше, или же это пубертат или подростковый возраст. Для аналитика, который проводит исследования самых ранних процессов эмоционального развития, анализ относительно нормальных взрослых может быть даже более эффективным, чем анализ детей.
- Наблюдение в педиатрической практике за психотическими регрессиями, обычно возникающими в детстве и даже в младенческом возрасте.
- Наблюдение за детьми дома (если для этого есть возможность) - идет ли речь об антисоциальном поведении, запутанных состояниях, маниакальных эпизодах, подозрительных отношениях, преследованиях, или припадках.
- Психоанализ шизофреников.
Здесь я бы выделил совершенно отдельную группу, поскольку я убежден в том, что такой анализ под силу только опытным аналитикам. На мой взгляд, анализ заболеваний, связанных с депрессией и всевозможными защитами от депрессии, теперь совершенно обычное дело, а не какие-то «научные изыскания». Это также относится и к маниакально-депрессивным и даже параноидальным случаям. Однако, больных шизофренией следует отнести совершенно к иному классу, и я бы сказал, что их лечение - это более новаторская тема.
Я уже в общем-то готов к некоторому недопониманию, если не позаботиться о специальных превентивных мерах. Мне часто доводилось слышать следующее: представление о том, что сумасшедшие люди, как младенцы или маленькие дети, просто не соответствует действительности. Я постараюсь прояснить, что этим я вовсе не хочу сказать, что психически больные чаще ведут себя как дети, в отличие от невротиков. Обычные здоровые дети не невротики (хотя они могут быть ими), а простые младенцы вовсе не сумасшедшие. Связь между педиатрией и психиатрией намного тоньше.
Теория, на которой я хотел бы остановиться, следующая: в эмоциональном развитии любого младенца задействованы сложные процессы, а отсутствие движения вперед или полноты этих процессов предрасполагает к психическим расстройствам или выходу из строя; успешное же завершение этих процессов формирует основу психического здоровья.
Психическое здоровье человека закладывается в раннем детстве матерью, обеспечивающей среду, в которой сложные, но важные процессы младенца могут быть завершены. Для начала, возможно, было бы неплохо описать следующую задачу: быть достаточно хорошей матерью в этом партнерстве. Я как раз попытаюсь это сделать, но прежде я хотел бы сказать несколько слов о том смысле, который играет реальная мать в жизни ребенка.
Нет никаких сомнений в том, что в конечном счете ребенок должен ощутить себя целостной личностью и к матери относиться как целостной личности; вскоре после достижения этого этапа в его жизнь будут входить другие люди, но здесь стоит затронуть определенные осложнения, сопровождающие подобную ситуацию. Нет единого мнения в отношении возраста ребенка (когда ему исполняется год, и он начинает воспринимать свою мать как отдельного человека), что именно поэтому он обеспокоен результатами его реального и мнимого нападения на нее под воздействием инстинктивного напряжения. Эту головоломку, к счастью, можно оставить без ответа, так как в данный момент мы рассматриваем уход матери на этапе, предшествующем этапу тревоги.
Мне кажется, я понимаю сейчас, что Анна Фрейд (1947, р. 200.) имела в виду, говоря:
«Эта первая «любовь» младенца эгоистична и материальна. В своей жизни он руководствуется чувствами потребности и удовлетворения, удовольствия и дискомфорта. Мать, как объект, играет определенную роль в этой жизни до тех пор, покуда она приносит удовлетворение и устраняет дискомфорт. Когда потребности младенца реализованы, - то есть, когда ему тепло, комфортно, он испытывает приятные ощущения в желудке, - тогда он теряет интерес к объектному миру и засыпает. Когда он голоден, - ему холодно и он мокрый, или же у него проблемы с кишечником, - он обращается за помощью к внешнему миру. В этот период потребность объекта неразрывно связана с огромными потребностями тела.
«С пятого или шестого месяца младенец начинает обращать внимание на мать также в те периоды, когда его уже не беспокоят телесные ощущения».
Д-р Фридлендер (1947, р. 23) писал:
«...В течение первых недель и даже месяцев жизни отношения ребенка с матерью достаточно простые.
Мать является инструментом, удовлетворяющим телесные потребности ребенка. Любой человек, выполняющий данную функцию, вызовет такую же реакцию у ребенка
Однако, где-то примерно к седьмой недели большая часть детей ясно показывает, что у них уже есть контакт с некой женщиной, которая является их матерью.
Давайте попытаемся проанализировать работу матери. Если ребенку предстоит развиться в некое существо и войти в контакт с миром, который мы знаем, - чтобы встреча действительно произошла, а в действиях была согласованность, - в таком случае следующие вещи о матери представляются жизненно важными:
Она существует, продолжает существовать, живет, вдыхает запахи, дышит, ее сердце бьется. Она здесь, и это невозможно не почувствовать.
Она любит физически, обеспечивает контакт, температуру тела, передвижения и тишину в соответствии с потребностями ребенка.
Она дает ребенку возможность осуществить переход между тихим и возбужденным состоянием, а не появляется внезапно перед ребенком с едой, ожидая от него реакции.
Она обеспечивает ему подходящую пищу в нужное время.
Сначала она позволяет младенцу доминировать, будучи готовой (так как ребенок - это практически часть ее самой) держаться на расстоянии и реагировать в случае необходимости.
Постепенно она знакомит его с внешним миром, тщательно дозируя это в соответствии с потребностями ребенка, которые меняются ежеминутно и ежесекундно.
Она защищает ребенка от всевозможных случайностей и шока (только ребенок прильнул к груди, как в дверь постучали), пытаясь сохранить физическую и эмоциональную ситуацию достаточно простой и понятной для младенца, а также соответствующей его растущему потенциалу.
Она обеспечивает непрерывность.
Веря в младенца, как в человеческое существо, наделенное определенными правами, она не спешит с его развитием и дает ему возможность сформироваться как личности.
Для матери ребенок является человеческим существом с самого начала, и это позволяет ей терпеть отсутствие у него интеграции и его слабое чувство жизни-в-теле.
Если добавить к этому то, что мать держится, несмотря на постоянные нападки на нее младенца (как в любви, так и в гневе), можно будет переходить к функциям матери в отношении к ребенку, у которого есть инстинкты и определенные способности.
Если рассматривать это заведомо неполное описание, совершенно очевидно то, что в то время как некоторые функции (например, кормление) могут осуществляться кем-то еще, многие другие вещи могут быть сделаны только тем, у кого такой же неподдельный интерес, как и у матери; кроме того, этот непрерывный процесс не может поддерживаться разными лицами; в любом случае есть множество деталей, на которые обращает внимание младенец, начиная от вида соска или лица, или же запахов и тактильных ощущений, и так далее. Кроме того, как может кто-то, кто не находится в роли матери, знать ребенка настолько хорошо,