Характеристики маниакальной защиты. Приостановленное воодушевление

Приостановленное воодушевление

В случае с данным аспектом защиты, когда пациент контроли­рует своих внутренних родителей, стараясь удержать их между жизнью и смертью, опасности внутренней реальности (с ей хоро­шими объектами, которым что-то угрожает, плохими объектами и фрагментами таких объектов, а также с опасными преследовате­лями) в какой-то степени признаются (бессознательно) и с ними ведется диалог. Защита в данном случае является неудовлетвори­тельной, так как всемогущий контроль плохих внутренних роди­телей делает невозможными любые хорошие отношения, пациент ощущает себя внутренне мертвым и видит мир лишенным красок. Мой второй случай как раз иллюстрирует это.

  • Отрицание определённых чувств, связанных с депрессией
  • Использование противоположностей для успокоения

Данные противоположности следует рассматривать вместе. Для иллюстрации собственной точки зрения я постараюсь привести здесь несколько противоположностей, которые обычно имеют ме­сто во всемогущих фантазиях и всемогущем контроле внешней реальности пациентами, которые находятся в состоянии маниакаль­ной защиты. Какие-то из них используются в большей степени для успокоения посредством внешней реальности, поэтому подобные всемогущество и обесценивание не столь очевидны.

  • Пустота - Наполненность
  • Мёртвое - Жизнь, рост
  • Статичность - Изменения
  • Серое - Цветное
  • Тёмное - Светлое, лучезарное 
  • Неизменное - Постоянно меняющееся 
  • Медленное - Быстрое 
  • Внутри - Снаружи
  • Тяжелое - Легкое 
  • Погружение на дно - Воскрешение
  • Низко - Высоко
  • Грустный - Радостный, веселый
  • Подавленный - В состоянии легкости, на вершине блаженства
  • Серьезный - Склонный шутить
  • Обособленный - Чувствующий связь
  • Склонный к сепарации - Стремящийся к объединению
  • Нечто бесформенное - Имеющее форму, пропорциональное
  • Хаос - Порядок
  • Диссонанс - Гармония
  • Неудача - Успех
  • Разрозненное - Целостное
  • Неизвестное и таинственное - Известное и понятное
  • Ключевые слова здесь «мертвое» и «живое - «движение» - «рост».
  • Депрессия - Подъем 

А теперь мне бы хотелось остановиться на одной из этих защит, которая меня особенно интересует.

Пока я искал слово, которое могло бы описать все возможные защиты от депрессии, я вдруг вспомнил слово «подъем». Доктор Тейлор предложил его мне как нечто, противоположное депрес­сии, и оно значительно лучше, чем слово «жизнерадостный», ко­торым пестрят всевозможные газеты.

На мой взгляд, слово «подъем» может быть использовано с це­лью привлечения внимания к защите от той депрессии, которую мы подразумеваем в таких понятиях, как «тяжесть в сердце», «глу­бина отчаяния», «чувство внезапной слабости» и т.д.

Вы только задумайтесь о таких словах, как «тяжелый», «тя­жесть», «сила тяжести», и «легкий», «легкость», «подъем»; каждое из которых имеет двойное значение. Тяжесть означает серьезность положения, но также мы используем это слово для описания фи­зической силы. Легкость подразумевает некоторое обесценивание и иронию, а также недостаток физической силы. В детских играх я всегда обращал внимание на то, что воздушные шары, аэропла­ны и ковры-самолеты содержат в себе элементы маниакальной защиты, иногда специально, а порой случайно. Также головокру­жение - достаточно распространенный симптом надвигающейся депрессивной фазы, некая защита против тяжести, голова как бы наполняется газом, что поднимает пациента над его проблемами. В связи с этим интересно отметить, что когда мы смеемся, мы по­казываем себе и другим, что у нас избыток воздуха, тогда как делая глубокий вздох и плача - относительный недостаток в нем (наши рациональные попытки глубоко дышать).

Говоря о «подъеме», мы прежде всего подразумеваем важность Вознесения Господня в христианской религии. Здесь, как мне ка­жется, прежде всего стоит описать Распятие и Воскрешение как символическую кастрацию с последующей эрекцией, несмотря на телесное унижение. Однако, если предложить подобное объясне­ние христианину, то неизменно придется столкнуться с протестом не только из-за отвержения в целом бессознательного сексуаль­ного символизма; по крайней мере негодование отчасти может объясняться тем, что я не учел всей важности символики депрес­сия-подъем в мифе. Каждый год христианин испытывает всю ту глубину печали, отчаяния, безнадежности в своем опыте пережи­вания Страстной пятницы. Обычный христианин не в состоянии выдерживать депрессию так долго, поэтому он переходит в маниакальную фазу: Светлое Христово Воскресение. Вознесение означа­ет восстановление после депрессии.

Многие переживают это (печаль) и без помощи религии и даже способны справиться с этим и без поддержки, позволяющей раз­делить данное переживание; но иногда в анализе

людей, пренебрегающих религией, меня поражает то, насколь­ко они демонстрируют явные маниакальные защиты, не находя в себе силы признать печаль, вину и бесполезность, а также цен­ность личной внутренней или психической реальности.