Одиночество и интерес к культурному опыту

Я по-прежнему глубоко убежден в том, что людей, близ­ких мне, - за редкими исключениями, - их невероятно много.

Фрейд Саломе (28.7.1929)

Возьмем на себя смелость заглянуть под маску!

Св. Джон Перс: Амерс.

Стремясь заглянуть в самое сердце человека, Фрейд неизменно находил там достаточно жалкое существо. Он старался проана­лизировать все то, что представляет собой уникальное творение человека, человеческая культура, и всюду сталкивался с разного рода «недовольством» и уловками (Freud, 1930). Невозможно было отрицать горькую правду утверждений Фрейда. И все же в человеческой жизни есть нечто большее, чем просто принятие «об­щих несчастий» (Freud, 1895) и разочарований. Имея совершен­но иной культурный и религиозный опыт, хотя и оперируя порой терминологией Фрейда, Винникотт совершенно иначе подходил к человеческой ситуации в жизни. В самой уязвимости человека Винникотт видел его истинный потенциал отношений с другими, -начиная от потребностей и заканчивая желаниями, - а не только в автономном удовлетворении неотложных Ид-импульсов, сопри­касаясь с другими. Он почувствовал некую тайну, только назвал это парадоксом и попытался определить его, вместо того, чтобы дать этому объяснение. Это то, что делало его работу с детьми уникальной: способность испытывать удивление, будучи откры­тым всему новому (Winnicott 1971а). Можно утверждать, что Вин­никотт придерживался концепции Монтеня: «Способность испы­тывать удивление - это основа философии, задавать вопросы - ее прогресс, невежество - конец».

На протяжении своей огромной клинической практики Винникотт сталкивался с самыми разными человеческими страданиями ' и переживаниями. Винникотт никогда не придерживался сугубо клинических интерпретаций. Его работа была неотъемлемой ча­стью его собственного опыта. Несмотря на всю ту боль и безыс­ходность, с чем Винникотту постоянно приходилось сталкивать­ся в своей работе, все же человеческую судьбу он видел все же в позитивном ключе. Для него человеческая личность в атмосфере культуры уже жизнеспособное и творческое существо. И хотя в некоторых отношениях Винникотт был явно одиночкой, тем не менее он был отшельником, включающим в свою жизнь других, что позволяло ему еще глубже понимать собственный опыт и себя в нем точно так же, как и жизнь этих других обогащалась благо­даря встрече с ним. Неудивительно, что в последние годы жизни больше всего его волновало два важнейших вопроса человеческо­го опыта, а именно: одиночество и участие.

На протяжении столетий мудрецы, мистики, поэты и филосо­фы идеализировали одиночество и величие человеческого суще­ства, прославляя страдания, которые это может повлечь за собой.

В западной христианской культуре самый сильный образ, пожалуй, - это образ распятого Христа. Винникотт же видел одиноче­ство человеческого существа совершенно иначе (19586), говоря об этом четко и ясно:

Вероятно, вполне справедливо будет утверждать, что в психоаналитической литературе больше гово­рилось о страхе одиночества или желании находится в одиночестве, чем способности быть одному; так­же большое внимание уделялось состояниям ухода в себя, некой защитной организации, подразумевающей ожидание преследования. На мой взгляд, необходи­мость в обсуждении положительных аспектов способ­ности человека находиться одному, уже отпала.

Около двухсот лет тому назад Жан-Жак Руссо, в своей работе Фантазии отшельника (1776), написал восторженную апологию, где он рассказывал о собственном опыте отказа от всех человече­ских отношений и отношении общества к тому, что он, наконец, овладел своим Я. Вряд ли можно найти лучший пример того, что Винникотт называет одиночеством, представляющим собой «со­стояние ухода в себя, некую защитную организацию, подразуме­вающую ожидание преследования».

Спустя столетие после Руссо, Фридрих Ницше, в своей послед­ней книге По ту сторону добра и зла (1885 г.), попытался пока­зать величие одинокого человека, который желает и выбирает соб­ственное одиночество:

Духовное высокомерие и отвращение любого че­ловеческого существа, на долю которого выпали тяж­кие страдания, - насколько глубоко человек может страдать, -практически определяет то, где он будет находиться; мучительная определенность, с которой он полностью отождествляет себя, когда благодаря собственным страданиям он знает больше, чем даже умнейший и мудрейший может знать; то, что ему из­вестно и он «знает не понаслышке» про те отдаленные, страшные миры, о которых «вам неведомо ничего!».... эта духовная, бессловесная надменность страдальца, эта гордость избранности знаний, некой «инициа­ции», когда он практически приносит себя в жертву, маскируясь настолько, чтобы защитить себя от кон­такта с назойливыми и жалостливыми руками и во­обще от всего того, что не идет ни в какое сравнение с его страданиями. Сильные страдания облагоражива­ют; они позволяют дистанцироваться.

Винникотт же (19586) предлагает нам третью альтернативу:

Хотя различный опыт связан именно со способно­стью быть в одиночестве, можно назвать тот, который является основным и без которого вообще никогда не сформируется способность находиться одному; этот опыт - нахождение в одиночестве младенца и малень­кого ребенка в присутствии матери. Таким образом, способность быть одному уже сама по себе парадок­сальна; это опыт переживания одиночества в присут­ствии кого-то.

Таким образом, Винникотт не только гуманизирует одиноче­ство, но и наделяет его соответствующим опытом позитивных от­ношений с другим человеком. Вот что он говорит:

Лично я предпочитаю использовать термин эго­связь, который удобен достаточно четким контрастом с понятием ид-отношения, а именно: то, что можно назвать жизнью Эго. Эго-связь относится к отноше­ниям между двумя людьми, один из которых в любом случае одинок; возможно, они оба одиноки, однако, присутствие каждого из них очень важно для друго­го. Я считаю, что если сравнить значение слова «как» со словом «любовь», то можно увидеть, что симпатия - это вопрос эго-связей, в то время как любовь - это больше вопрос ид-отношеннй, в явной или сублими­рованной форме...Это главная часть моего тезиса» что мы действительно должны иметь возможность гово­рить о простейшей форме бытия в одиночку» и что даже если мы согласимся с тем» что способность быть одному действительно не настолько проста» это име­ет в основе своей ранний опыт нахождения одному в присутствии другого. Умение быть одному в присут­ствии другого может формироваться на очень ранней стадии, когда незрелость эго естественным образом уравновешивается эго-поддержкой со стороны мате­ри. Со временем ребенок научится интроецировать эго-поддерживающую мать и сможет находиться один, уже не столь часто обращаясь к матери или материн­скому символу.

Подобную эго-связь Винникотт считал «тем, что закладывает основы дружбы. Это может оказаться матрицей переноса». Итак, в заключение Винникотт говорит следующее:

Я думаю, в целом понятно, что ид-импульсы име­ют значение только, если они присутствуют в жизни эго. Ид-импульс либо разрушает слабое эго, либо уси­ливает сильное. Можно сказать, что ид-отношения укрепляют эго, когда они так или иначе связаны с эго. Если это принять во внимание, тогда вполне понятно, почему так важна эта способность находиться одному. Ведь только находясь один (в присутствии кого-то), младенец способен открывать что-то в собственной жизни. Патологической альтернативой будет ложная жизнь, построенная на реакциях на внешние раздра­жители. Только один - в том значении, как я исполь­зую данный термин, - ребенок способен сделать то же, что у взрослого человека можно назвать релаксацией. У младенца может произойти дезинтеграция, он мо­жет стремиться от всего этого избавиться, оказаться в состоянии, когда у него не будет ориентиров, что­бы иметь возможность существовать какое-то время, не являясь реактором на внешнее отражение или же будучи активным человеком, у которого есть заин­тересованность в чем-то или стремление движения вперед. Все это характерно для опыта-ид. Чувства или импульсы появятся лишь через какое-то время. В этом сеттинге чувства или импульсы будут ощущаться как реальные. Именно это и есть по-настоящему личный опыт.