Реакции на отражения

Наряду с концепцией отражения» по мнению Винникотта» сле­дует отметить «необходимость реагирования»» ибо последнее яв­ляется определяющим» если это будет повторяется» в укоренении фальшивой организации Я. «у младенца» испытывающего нару­шения из-за того» что он вынужден реагировать таким образом» оказывается нарушенным само бытие» (Винникотт» 19726). Суть данного аргумента Винникотта в том» что:

Для того, чтобы у ребенка сохранился определен­ный образ жизни с самого начала, ему требуется отражение со стороны окружения, способное вызвать дальнейшие реакции. Любой человек старается пройти этот этап нового рождения, когда реагирование не столь сильно отражается на его жиз­ни, что может переживаться им без утраты чувства непрерывности личного существования. Психическое здоровье человека закладывается матерью, которая способствует активной адаптации ребенка, будучи преданной ему. Предполагается, что мать достаточно расслаблена и понимает, что значит индивидуальный путь в жизни ребенка, опять же благодаря ее способ­ности к идентификации с младенцем. Эта связь меж­ду матерью и младенцем начинается еще до рождения ребенка и продолжается в некоторых случаях в про­цессе родов и после. Как я это вижу, травма рождения представляет собой прорыв в непрерывности бытия ребенка, и когда этот прорыв важен, путь, в котором происходит это отражение, а также реакции младенца на него, становятся в свою очередь значимыми факто­рами, неблагоприятными для развития Эго. Таким об­разом, травма рождения по большей части представ­ляется достаточно важной и в значительной степени определяет общую тенденцию к ребефингу. В некото­рых случаях этот неблагоприятный фактор настолько значителен, что у человека не остается никаких шан­сов (кроме ребефинга в ходе анализа) на естественный рост в эмоциональном развитии, даже если сопутству­ющие внешние факторы позитивны.

Согласно Винникотту важны именно реакции на отражения, а не отражения как таковые. Неспособность матери адаптировать­ся к потребностям ребенка приводит к «фазам реагирования на отражение, и эти реакции прерывают текущее бытие младенца. Избыток подобной реакции вызывает не фрустрацию, но угрозу уничтожения». Это особое воздействие тревоги, по Винникотту, представляет реальную затруднительную ситуацию для пациента в регрессии до состояния зависимости.

В первой модели среда постоянно познается и от­крывается вновь благодаря общей подвижности. Здесь любой опыт в рамках первичного нарциссизма гово­рит нам о том, что человек находится в самом центре, так как он развивается, а его контакты с окружающей средой - это индивидуальный опыт (первоначально в этом недифференцированном Эго-Ид состоянии). Во второй модели среда отражает нечто на плод (или ре­бенка), и вместо индивидуального опыта мы можем видеть целый ряд реакций отражения. Здесь мы мо­жем видеть отказ от отдыха, что делает возможным индивидуальное существование. Тогда уже подвиж­ность воспринимается как реакция на отражение.

В третьей модели, самой последней, это гипербо­лизировано настолько, что в индивидуальном опыте не остается даже места для такого отдыха, и как след­ствие происходит сбой в первичном нарциссическом состоянии, что не позволяет человеку развиваться дальше. Тогда уже в развитии «человека» происходит скорее расширение оболочки, а не ядра, а также рас­ширение отражающей среды. То, что осталось от ядра, оказывается сокрытым, и это очень трудно найти даже в самом глубинном анализе. Тогда индивид существу­ет так и найденный. Его истинное Я сокрыто, а то, с чем мы имеем дело клинически, лишь совокупность ложного Яу функция которого по-прежнему заключа­ется в сокрытии этого истинного Я. Ложное Я может быть условно общество-синтонным, но отсутствие ис­тинного Я дает нестабильность, которая становится тем более очевидной, чем дальше общество пребывает

своей статье «Агрессия по отношению к эмоциональному раз­витию» (Глава XVI ниже) Винникотт затрагивает весь этот спектр реагирования на отражение применительно к моторике и возник­шему опыту агрессии. Итак, он приводит три модели подобного опыта: в ложном убеждении, что ложное Я - это и есть истин­ное Я. В таком случае пациент жалуется на это ощуще­ние бесполезности.

Винникотт считал, что именно агрессивное влечение приводит ребенка к открытию «He-я объекта или объекта, который воспри­нимается как внешний».

В своих исследованиях Винникотт, анализируя реакции на от­ражение, переходит также к обсуждению роли иллюзии и Переход­ного Объекта. Он прямо говорит об этом в своей статье «Психозы и уход за ребенком» (Глава XVII ниже). Не имея возможности при­бегать к иллюзиям, младенец не сможет установить контакт между психикой и окружающей средой.

Таким образом, Винникотт постепенно приходит к пониманию того, как материнской среда (наиболее ранние проявления), - соз­давая иллюзии и переходные объекты в жизни младенца, - напря­мую связана с творческим использованием взрослым неких дан­ностей культуры. Более подробно он излагает это в своей статье «Место культурного опыта» (1971b).