Наряду с концепцией отражения» по мнению Винникотта» следует отметить «необходимость реагирования»» ибо последнее является определяющим» если это будет повторяется» в укоренении фальшивой организации Я. «у младенца» испытывающего нарушения из-за того» что он вынужден реагировать таким образом» оказывается нарушенным само бытие» (Винникотт» 19726). Суть данного аргумента Винникотта в том» что:
Для того, чтобы у ребенка сохранился определенный образ жизни с самого начала, ему требуется отражение со стороны окружения, способное вызвать дальнейшие реакции. Любой человек старается пройти этот этап нового рождения, когда реагирование не столь сильно отражается на его жизни, что может переживаться им без утраты чувства непрерывности личного существования. Психическое здоровье человека закладывается матерью, которая способствует активной адаптации ребенка, будучи преданной ему. Предполагается, что мать достаточно расслаблена и понимает, что значит индивидуальный путь в жизни ребенка, опять же благодаря ее способности к идентификации с младенцем. Эта связь между матерью и младенцем начинается еще до рождения ребенка и продолжается в некоторых случаях в процессе родов и после. Как я это вижу, травма рождения представляет собой прорыв в непрерывности бытия ребенка, и когда этот прорыв важен, путь, в котором происходит это отражение, а также реакции младенца на него, становятся в свою очередь значимыми факторами, неблагоприятными для развития Эго. Таким образом, травма рождения по большей части представляется достаточно важной и в значительной степени определяет общую тенденцию к ребефингу. В некоторых случаях этот неблагоприятный фактор настолько значителен, что у человека не остается никаких шансов (кроме ребефинга в ходе анализа) на естественный рост в эмоциональном развитии, даже если сопутствующие внешние факторы позитивны.
Согласно Винникотту важны именно реакции на отражения, а не отражения как таковые. Неспособность матери адаптироваться к потребностям ребенка приводит к «фазам реагирования на отражение, и эти реакции прерывают текущее бытие младенца. Избыток подобной реакции вызывает не фрустрацию, но угрозу уничтожения». Это особое воздействие тревоги, по Винникотту, представляет реальную затруднительную ситуацию для пациента в регрессии до состояния зависимости.
В первой модели среда постоянно познается и открывается вновь благодаря общей подвижности. Здесь любой опыт в рамках первичного нарциссизма говорит нам о том, что человек находится в самом центре, так как он развивается, а его контакты с окружающей средой - это индивидуальный опыт (первоначально в этом недифференцированном Эго-Ид состоянии). Во второй модели среда отражает нечто на плод (или ребенка), и вместо индивидуального опыта мы можем видеть целый ряд реакций отражения. Здесь мы можем видеть отказ от отдыха, что делает возможным индивидуальное существование. Тогда уже подвижность воспринимается как реакция на отражение.
В третьей модели, самой последней, это гиперболизировано настолько, что в индивидуальном опыте не остается даже места для такого отдыха, и как следствие происходит сбой в первичном нарциссическом состоянии, что не позволяет человеку развиваться дальше. Тогда уже в развитии «человека» происходит скорее расширение оболочки, а не ядра, а также расширение отражающей среды. То, что осталось от ядра, оказывается сокрытым, и это очень трудно найти даже в самом глубинном анализе. Тогда индивид существует так и найденный. Его истинное Я сокрыто, а то, с чем мы имеем дело клинически, лишь совокупность ложного Яу функция которого по-прежнему заключается в сокрытии этого истинного Я. Ложное Я может быть условно общество-синтонным, но отсутствие истинного Я дает нестабильность, которая становится тем более очевидной, чем дальше общество пребывает
своей статье «Агрессия по отношению к эмоциональному развитию» (Глава XVI ниже) Винникотт затрагивает весь этот спектр реагирования на отражение применительно к моторике и возникшему опыту агрессии. Итак, он приводит три модели подобного опыта: в ложном убеждении, что ложное Я - это и есть истинное Я. В таком случае пациент жалуется на это ощущение бесполезности.
Винникотт считал, что именно агрессивное влечение приводит ребенка к открытию «He-я объекта или объекта, который воспринимается как внешний».
В своих исследованиях Винникотт, анализируя реакции на отражение, переходит также к обсуждению роли иллюзии и Переходного Объекта. Он прямо говорит об этом в своей статье «Психозы и уход за ребенком» (Глава XVII ниже). Не имея возможности прибегать к иллюзиям, младенец не сможет установить контакт между психикой и окружающей средой.
Таким образом, Винникотт постепенно приходит к пониманию того, как материнской среда (наиболее ранние проявления), - создавая иллюзии и переходные объекты в жизни младенца, - напрямую связана с творческим использованием взрослым неких данностей культуры. Более подробно он излагает это в своей статье «Место культурного опыта» (1971b).