Опыта младенца и его зависимость

Суть опыта младенца заключается в его зависимости от ма­теринской (окружения) помощи. Для Винникотта человеческий ребенок «не может являться исключением при определенных ус­ловиях». Кроме того, он считал, что «врожденный потенциал мла­денца не сможет развиться, если мать не будет заботиться о нем». Основная концепция Винникотта: то, что должна предоставить мать на данном этапе в уходе за ребенком, - это холдинг.

Функция холдинга является естественной для матери, учитывая ее первичную материнскую поглощенность (Глава XXIV ниже) и основана на материнской эмпатии, а не на понимании. Винникотт определяет три этапа зависимости младенца в фазе холдинга:

  1. Абсолютная зависимость. В этом состоянии ребенок не имеет возможности узнать о материнской заботе, которая в значительной степени проявляется лишь в профилактиче­ских мерах. Он не может контролировать, что было сделано хорошо или плохо, но только получать удовольствие или испытывать разочарование.
  2. Относительная зависимость. Здесь ребенок уже начинает осознавать необходимость материнской заботы; в большей мере это может касаться его личного импульса, и только потом, в ходе психоаналитического лечения, он может вос­производить их в переносе.

Какие-то вещи младенец учится делать самостоятельно без посторонней помощи. Это достигается за счет накопленных воспоминаний о помощи, проекции личных потребностей и деталей, с уходом, с еще большей уверенностью в окру­жающей среде. Здесь необходимо добавить элемент интел­лектуального понимания, что конечно же очень важно.

Далее Винникотт добавляет две концепции, которые представляются ему важными в понимании раннего развития ребенка. Для большего понимания я привожу этот отрывок полностью:

Другой феномен, на котором следует остановиться отдельно на данной фазе, - это сокрытие ядра лично­сти. Рассмотрим понятие центрального или истинно­го Я. Можно сказать, что центральное Я - это насле­дуемый потенциал, который испытывает на себе всю непрерывность бытия, а также приобретение (уни­кальный и неповторимый процесс для каждого чело­века) личной психической реальности и личной схемы тела. Таким образом, отделение этого центрального Я можно считать показателем здоровья.

Любая угроза такой изоляции истинного Я пред­ставляет серьезную тревогу на этой ранней стадии, а защитные механизмы в самом раннем детстве нахоят свое выражение в связи с отказами со стороны мате­ри (или в материнской заботе) предотвратить посяга­тельства, которые могли бы нарушить эту изоляцию.

Десять лет спустя Винникотт в письме (1971с) к своей француз­ской переводчице, Джаннин Калманович, дает следующее опреде­ление Я:

Для меня Я, которое не является Эго, - это человек, который и есть я и только я, представляющий собой некую целостность, в основе которой лежали процессы созревания. В то же самое время Я имеет части и, в действительности, состоит из этих частей.

Эти части соединяются (внутреннее-внешнее на­правление) в процессе созревания, чему, очевидно, способствует (максимально в начале) среда человека, которая поддерживает, управляет и содействует. Я ощущает себя естественно в теле, но в некоторых об­стоятельствах может оказаться диссоциированным от тела в глазах и выражении лица матери и в зеркале, которое может отражать лицо матери. В конце кон­цов Я выражается в важных связях между ребенком и различными идентификациями, которые (после включения и интроекции психических представле­ний) оказываются организованными в форме вну­тренней психической реальности. Отношения меж­ду мальчиком или девочкой и его или ее внутренней психической организацией претерпевают изменения в соответствии с ожиданиями, которые демонстриру­ют им отец и мать, а также прочие значимые другие во внешней жизни человека. Именно Я и жизнь этого Я представляются важными (какие-то действия или просто жизнь) у каждого отдельно взятого человека, который уже вырос и продолжает расти дальше, пере­ходя от зависимости и незрелости к независимости, а также способности идентифицировать себя со зрелы­ми объектами любви, не утрачивая при этом индиви­дуальной идентичности.

Я уже говорил ранее о концепции Истинного и Ложного Я Вин- никотта. В данном случае я хотел бы остановиться на его концеп­ции отражения, поскольку именно эта концепция значительно меняет представление о защитных механизмах в классической концепции, а также вносит коррективы в то, о чем говорили пред­ставители кляйнианской школы, а именно: роль тревоги в раннем детстве. Винникотт впервые подробно рассматривает типы от­ражения, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в своей статье «Воспоминания о рождении, травма рождения и тревога» (Глава XIV ниже). Один из важнейших факторов, по Винникотту, позволяющий понять более общий контекст, заключается в том, что «человеческий организм» (сначала фаза плода, а потом - мла­денчество) попадает в хорошо приспособленную для этого ат­мосферу заботы окружающей среды. Конечно же, это идеальное соотношение. В то же самое время Винникотт отмечает и после­дующие неудачи, что отражается соответствующим образом на новорожденном, проявляясь в непосредственном процессе роста и созревания. И даже так называемая травма рождения пережива­ется именно потому, что плод уже действительно готов перейти в состояние «младенца». Хотя Винникотт утверждает:

Как отмечал Фрейд - далее это станет понятно, - опыт рождения не имеет ничего общего с каким-ли­бо осознанием сепарации от тела матери. Мы можем постулировать определенное состояние сознания не­рожденного ребенка. Я думаю, мы можем говорить о том, что все идет как надо, если Эго ребенка раз­вивается одинаково спокойно как в эмоциональном, так и физическом плане. Конечно же, эмоциональное развитие начинается задолго до рождения, и вполне вероятно, что еще до рождения у ребенка можно на­блюдать тенденции к неправильному и нездоровому эмоциональному развитию; в здоровом окружении некоторые нарушения в какой-то степени считаются ценными раздражителями, но в остальном они совер­шенно бесполезны, так как могут вызывать обратную реакцию. На этой самой ранней стадии развития еще нет достаточной силы Эго, чтобы была возможна ре­акция без потери идентификации.