Опыт нару­шений к опыту выражения гнева

Далее Винникотт делает следующее резюме:

То, как происходят эти изменения (от опыта нару­шений к опыту выражения гнева), - вот что интересу­ет меня больше всего и вызывает удивление. Пациент может воспользоваться неудачей аналитика. Но неу­дачи неизбежны, и мы вовсе не собираемся быть со­вершенными; я бы сказал, что с данной категорией па­циентов ошибки не так страшны, как в случае с паци­ентами, страдающими неврозами. Для других может показаться странным (как и для меня когда-то) то, что грубая ошибка порой может причинить мало вреда, в то время как небольшая погрешность привести к ка­тастрофическим последствиям. Дело в том, что неуда­чи аналитика стоит использовать и рассматривать как прошлые неудачи, а именно: то, что пациент способен осознать и понять, испытывая злость прямо сейчас. Аналитик должен использовать собственные неуда­чи с точки зрения их значимости для пациента, и он должен, если это возможно, уметь объяснить любую неудачу, даже если это предполагает анализ его бессоз­нательного контрпереноса.

Подробный анализ того, как Винникотт помогает пациенту най­ти себя в аналитической ситуации и выйти из острого шизоидного состояния, как способа существования, к восторженному и живо­му обмену чувствами, содержится в его анализе одного из случаев под названием «Фрагмент анализа» (1972с). Это практически сте­нограмма ассоциаций пациента и интерпретаций аналитика.

Именно в данном контексте я бы хотел обсудить более подроб­но концепцию Винникотта в отношении антиобщественных тен­денций (Глава XXV ниже) и их смысла для аналитической техники, так как они представляют собой некий мост между клинической работой с пограничными случаями и тем, что мы могли бы назвать работой с нормальными людьми, которым необходима терапевти­ческая помощь, потому что они ощущают себя не в своей тарелке и / или осознают, что их жизнь нельзя считать успешной, учитывая их потенциал и способности.

Винникотт подчеркивает, что:

Антисоциальные тенденции - это не диагноз. Вряд ли это можно сравнивать с такими диагнозами, как невроз и психоз. Антисоциальные тенденции можно обнаружить как у нормального человека, так и страда­ющего неврозом или психозом.

В этиологических детерминантах антиобщественных тенден­ций Винникотт твердо и ясно дает понять, что:

В случае с антисоциальными тенденциями всегда имеет место подлинная депривация (не просто каки­е-то лишения); то есть было утрачено нечто хорошее, что являлось позитивным в опыте ребенка до опреде­ленного времени, а впоследствии было утрачено (это происходило достаточно длительное время, поэтому уже стерлось у ребенка из памяти). Это и будет исчерпывающим определением депривации: как ранний, так и более поздний опыт; как точечная травма, так и устойчивое травматическое состояние; как явная нор­ма, так и совершенная патология.

То, как этот поиск потерянного опыта актуализируется в про­живаемом пространстве ребенка или взрослого, Винникотт объ­ясняет следующим образом:

В антисоциальной тенденции всегда можно вы­делить две тенденции, хотя акцент иногда делается больше на одной, чем на другой. Одна тенденция - во­ровство, а вторая -

деструктивность. В первом случае - это поиск че­го-то необходимого в самых разных местах, и если это не получается, человек начинает искать где-то еще. Во втором - ребенок ищет такое стабильное окружение, которое сможет выдержать это напряжение, связан­ное с импульсивным поведением. Это поиск стабиль­ного окружения, некогда утраченного, человеческое отношение, позволяющее человеку (поскольку он мо­жет на это полагаться) действовать и идти вперед.

В частности, (именно вторая тенденция) ребенок провоцирует общие реакции окружения, как будто постоянно стремясь расширить привычные рамки, это своеобразная цикличность, и примером здесь, прежде всего, могут быть материнские руки или ма­теринское тело. Мы можем различать - материнское тело, материнские руки, родительские отношения, дом, семья, включая двоюродных братьев и сестер, а также близких родственников, школа, привычная нам местность, страна с ее нормами и законами.

При рассмотрении нормы (в терминах индивиду­ального развития) и первых антисоциальных тенден­ций я всегда стараюсь не забывать об этих двух тен­денциях: поиск объекта и разрушение.

Я отдаю себе отчет в том, что цитирую Винникотта слишком часто. Однако, здесь я бы сказал точно так же, как когда-то заме­тил мне покойный Хайнц Хартманн: «Всякий может ссылаться на мои работы, но мало кто читал их». Некоторые концепции очень коварны в своей простоте. Где-то услышав о них, человек может считать, что уже понял их истинный смысл и значение. Но так бы­вает далеко не всегда.

В этой связи Винникотт пытается понять следующее:

Возможно ли как-то объединить эти две тенденции: воровство и деструктивность; поиск объекта и то, что его провоцирует; либидозные и агрессивные компуль- сивные действия? Мне кажется, что в ребенке уже присутствуют как одна, так и другая тенденция; и что это и есть некая тенденция к самопомощи, а именно: положить конец слиянию симптомов.

Когда в момент первоначальной депривации имеет место слияние агрессивных (или моторных) первоос­нов с либидинозными, ребенок демонстрирует матери самые разные чувства (воровство - боль - баловство), в зависимости от того этапа эмоционального раз­вития, на котором он находится. В случае меньшего слияния поиск объекта ребенком и агрессия не так связаны между собой, и у ребенка большая степень диссоциации. Это позволяет нам предположить, что деструктивность антисоиального ребенка - одна из важнейших составляющих, но также и благоприятная черта, еще раз свидетельствующая о восстановления утраченного слияния либидинозных и моторных им­пульсов.

В обычном уходе за ребенком матери постоянно приходится иметь дело с деструктивностью ребенка. Например, во время кормления грудью молока может капать ей на колени. На более поздних этапах это мо­жет выглядеть как мгновенный регресс в сон или же ребенок может неожиданно проснуться и сходить в туалет. В случае ярко выраженных подобных призна­ков (показатель деструктивности), это может указы­вать на определенную степень депривации и антисо­циальные тенденции.

К антисоциальным тенденциям можно отнести воровство и ложь, недержание мочи и беспорядоч­ное поведение в целом. Несмотря на то, что каждый симптом имеет свой особый смысл и значение, общим фактором (в том, что я пытаюсь описать как антисо­циальные тенденции) будет показатель деструктив­ности, имея в виду данные симптомы. Ребенок поль­зуется этим (деструктивность), и это не случайно. Большинство мотиваций неосознанны, но это совсем не обязательно.

Вскоре после этого Винникотт делает вывод, который оказыва­ется важнейшим в диагностике истинной природы затруднения пациента в аналитической ситуации:

Иногда говорится и о том, что мать, очевидно, потерпела неудачу в адаптации к потребностям соб­ственного ребенка. Но разве это не ошибочная идея, в основе которой лежат Ид-потребности, а не по­требности Эго? Мать, очевидно, так и не смогла удов­летворить инстинктивные потребности ребенка, но возможно она действительно преуспела в том, чтобы не «покинуть ребенка в беде», в обеспечении его Эго потребностей до тех пор, пока у ребенка не сформиру­ется интроецированный образ эго-поддерживающей матери, сохраняя эту интроекцию, несмотря на неуда­чи Эго в поддержании реального окружения.