Антисоциальные тенденции

Таким образом, Винникотт приходит к следующему выводу:

Есть один момент, на котором мне бы хотелось оста­новиться отдельно. В основе антисоциальных тенденций - хороший ранний опыт, который был утрачен. Безусловно, это очень важный параметру ибо ребенок теперь уже сам способен осознать, что причина ката­строфы в окружении (нарушенные отношения). Здесь очень важно правильное понимание того, что причи­на депрессии или дезинтеграции является внешней, а не внутренней. Именно этим и объясняются личност­ные нарушения и стремление к исправлению ситуа­ции, стараясь найти новое окружение. Зрелость Эго, делающая возможным такого рода восприятие, явля­ется определяющим фактором в появлении антисо­циальных тенденций, а не психоза. На ранних этапах родители могут вполне успешно справиться с разного рода антисоциальными компульсивными влечения­ми. Однако, дети, демонстрирующие антисоциальное поведение, постоянно что-то делают (бессознательно или руководствуясь какой-то бессознательной моти­вацией) для того, чтобы получить эту поддержку, при этом она оказывается им совершенно бесполезной.

Очевидно, период первоначальной депривации - это такой пе­риод, когда у младенца или маленького ребенка Эго находится в процессе слияния либидинозных и агрессивных (или моторных) первооснов Ид. В благоприятные периоды ребенок:

Способен воспринимать новый сеттинг, в котором он видит для себя определенную надежность. Пере­живает влечения, которые можно назвать поиском объекта. Признает то, что могут последовать жесткие санкции, поэтому рассчитывает на окружение, кото­рое должно спасти его от опасности и помочь спра­виться с трудностями. Если подобная ситуация будет продолжаться и дальше, окружение еще и еще раз должно пройти следующую проверку: способность выдерживать агрессию, предотвратить или исправить деструктивные последствия, справиться с трудностями, признать позитивную составляющую антисоци­альных тенденций, обеспечить и сохранить объект (искомый и найденный).

Я привожу здесь настолько подробно гипотезу Винникотта об антисоциальных тенденциях по одной простой причине: именно это помогло мне изменить весь мой стиль отношения к пациентам в аналитическом сеттинге, увидев в совершенно ином свете то, что обычно считается сопротивлением или негативной терапевтиче­ской реакцией. Именно клинический опыт позволяет мне предла­гать (обещать) своим пациентам: пространство, время и предо­ставление им возможности высказать свою боль и лишения в иди­оматической форме, насколько они способны это сделать, наряду с этим требуя от них жесткого соблюдения наших принципов, что позволит построить беседу в совершенно ином ключе, о чем они не имели представления прежде. Исследования Винникотта углубля­ют и расширяют терапевтическую задачу, унаследованную нами от Фрейда, а именно: создать атмосферу, в которой другой, исхо­дя из его потребностей и недееспособности, сможет постепенно расти и научится проверять и испытывать на собственном опыте все то, что сдерживалось ранее, было болезненным и неудачными попытками оказать помощь самому себе; и тогда это перейдет в истинную способность доверять другим и самому себе, без угрозы уничтожения или тайного сговора, крайних форм диссоциации от истинного Я.

Фрейд обратил внимание на то, что каждый симптом содер­жит в себе желание реализации; но Винникотт пошел еще дальше, показывая, как в любом антисоциальном поведении содержится утверждение о неудовлетворенной потребности с самого начала.

В статье «Делинквентность как знак надежды» (1973), опубли­кованной уже после смерти Винникотта, он показывает суще­ственную разницу:

На данном этапе необходимо увидеть то, что речь идет о двух аспектах одного и того же явления, а именно: антисоциальные тенденции. Первый аспект связан с отношениями между маленьким ребенком и матерью, а второй - с его последующим развитием; и здесь мы уже имеем отношения ребенка с отцом. Первый - это касается всех детей, второй - в большей степени мальчиков. Первый связан с тем фактом, что мать в процессе ее адаптации к потребностям маленького ребенка позволяет ребенку творчески находить объекты. Она приглашает его творчески исследовать мир. Если же ей это не удается, ребенок теряет контакт с объектами, также утратив способ­ность творчески находить что-либо. Когда к нему возвращается надежда, ребенок старается протянуть руку и украсть объект. Это компульсивное действие, и ребенок не понимает, почему он это делает. Часто ребенок оказывается в совершенной растерянности из-за собственного компульсивного желания сделать что-либо, когда он сам не знает, зачем он это дела­ет. Естественно, украденная в Вулворте авторучка не приносит никакого удовлетворения; то, что он ищет, - вовсе не объект; в любом случае для ребенка важна именно способность искать, но не сам объект. Тем не менее, в моменты, когда у него случаются пробле­ски надежды, он может испытывать некоторое удов­летворение. Украденное из сада яблоко - в большей степени пограничное состояние. Оно может быть спелым и очень вкусным, но вполне возможно и то, что ребенку просто интересно покидаться им в са­довника. С другой стороны, яблоко может оказаться зеленым, и тогда у ребенка заболит живот; или же у него уже может не возникнуть желания съесть укра­денное, и тогда он просто выбрасывает это яблоко; или же, возможно, он организует процесс кражи, не рискуя при этом сам (перелезть через забор).

Во всей этой цепочке мы можем видеть переход от естественной шалости к антисоциальным по­ступкам.

Характерной чертой невротических симптомов является то, что они содержат в себе конфликт. И, напротив, в антисоциаль­ном поведении мы видим стремление личности объективизиро­вать и эстериоризировать чуждые элементы Эго (Winnicott 1972b), В этой связи невротику не требуются свидетели, в то время как человеку, который может испытать нечто, волнующее его, только через отыгрывание, всегда необходимы свидетели. Это создает весьма специфические проблемы с точки зрения аналитического процесса и ситуации в целом. Конфиденциальность аналитиче­ской ситуации и процесса переноса соответствует потребности невротика сообщить о том, что он сам себе свидетель. Но дело в том, что антисоциальные тенденции, с мириадами едва уловимых поведенческих проявлений, требуют от аналитика быть в состо­янии расширить диапазон, пространство и объем аналитической ситуации и процесса, чтобы включить туда все эти важные пере­живания, которые будут происходить, следуя их внутренней ло­гике, за пределами аналитической ситуации. Только терпимость к этому факту позволяет нам доверять своим пациентам в том, что они могут и будут воспринимать аналитическую ситуацию и отно­шения в символической форме. Подавленные желания достаточно просто могут найти свое выражение в символических процессах, в то время как депривированной потребности необходима актуали­зация еще до того, как начнется символический процесс. Именно благодаря Винникотту мы научились видеть эту разницу в кли­ническом сеттинге. Он подробно останавливается на этом в своей статье «Классификация: психоаналитический вклад в психиатри­ческую классификацию?» (1959). Итак, Винникотт резюмирует данную классификацию следующим образом:

В процессе эмоционального развития любого че­ловека можно выделить три полюса: на одном полюсе мы имеем наследственность; на втором - окружение, которое поддерживает или же, напротив, травмирует; а посередине - жизнь человека, его защитные меха­низмы и рост. В психоанализе мы как раз имеем дело с жизнью человека, его защитными механизмами и ростом. Однако, в классификации мы стараемся об­ращаться к общей феноменологии. Поэтому наиболее правильным здесь будет прежде всего классифициро­вать окружение и только потом переходить к класси­фикации защитных механизмов человека, и в самую последнюю очередь - к наследственности. Наслед­ственность связана, главным образом, с естественной склонностью человека к росту, интеграции, опреде­ленному отношению к объектам, зрелости.

В своей статье «Страх крушений» (1974) Винникотт приходит к следующему заключению относительно столь важного вопроса о личностных нарушениях в случае психотических проблем. Итак, он говорит о том, что:

Было бы неправильно считать психотическую про­блему крушением, это всего лишь защитная организа­ция, сравнимая с примитивной агонией, и, как прави­ло, она вполне успешная (кроме случаев, когда окру­жение, призванное облегчать процессы, на самом деле оказывалось не органичным, но провоцирующим, быть может самое худшее, что только возможно).

и далее он приходит к следующему выводу:

Я убежден в том, что клинический страх крушения - это страх крушения, испытанного человеком однаж­ды. Это страх первоначальной агонии, что и вызвало эту защитную организацию, которую пациент пред­ставляет, как синдром болезни... Точно так же можно рассматривать и стремление человека к небытию. Тог­да мы сможем увидеть то, что небытие также отчасти защитный механизм. Личное бытие включает в себя различные проективные элементы, а человек пытает­ся проецировать все, что может иметь личный харак­тер. Это может быть довольно непростой защитный механизм, и цель здесь - избежать ответственности (в состоянии депрессии) или преследования (так бы я назвал стадию самоутверждения, т.е. стадию, когда я совершенно не принимаю то, что не имеет ко мне отношения. Всем известная детская игра «Я король в замке, а ты подлый негодяй» - лучшая тому иллюстра­ция).

В религиях эта идея может найти свое выражение в концепции единения с Божественным или со Все­ленной. Мы уже могли видеть, что подобные защиты неоднократно оспаривались представителями экзи­стенциального направления, культивирующих бытие и воспринимающих в штыки любые тенденции к не­бытию (подобные защитные механизмы как раз мож­но отнести к этой категории).

Но во всем этом можно найти и положительную составляющую, а именно: то, что не является защи­той. Можно сказать, что бытие черпает свои истоки в небытии. Удивительно, насколько быстро (возможно еще до рождения, но точно во время родов) могжет быть запущен процесс осознания Эго (раннее Эго). Но человек не может взять за основу именно это Эго, если это происходит в отрыве от психосоматического опыта и первичного нарциссизма. Именно здесь на­чинается интеллектуализация Эго-функций. Можно отметить, что это достаточно длительный процесс, происходящий задолго до появления того, что может называться Я.