Однажды кто-то сказал Ибн аль-Араби: «Ваше окружение - преимущественно нищие, крестьяне и ремесленники. Разве вы не можете найти кого-то поумнее, кто бы мог следовать за вами, и тогда, быть может, ваши учения заслужили бы большего уважения?»
На что тот ответил: «Вне всякого сомнения, это только приблизит День великой скорби, ведь если влиятельные и ученые люди начнут петь мне дифирамбы, совершенно очевидно, что они будут делать это исключительно ради них самих, а не ради нашей работы!
Идрис Шах, «Мудрость идиотов»
За всю свою долгую профессиональную жизнь у Винникотта накопились десятки лекций, с которыми он выступал перед профессиональными сообществами социальных работников, детскими организациями, учителями, священниками и т.д. Таким образом, имея возможность беседовать с обычными людьми, которых так волновали все эти вопросы отношений с другими, - будь то дети, взрослые в ситуации кризиса или те несчастные, которые оказались потерянными в мире, - Винникотт испытывал определенное удовлетворение. Отчасти это объяснялось тем, что подобные живые встречи давали ему несравненно больше, чем дебаты со своими высоколобыми коллегами. Кроме того, для него это было своеобразной интеллектуальной игрой, чего он был лишен в привычном психоаналитическом формате. Также Винникотт имел возможность свободно говорить об этом парадоксе, когда людей интересовал скорее уход, чем лечение психически больных людей: будь то дети или взрослые.
Ни в одной другой области исследований потребность в парадоксе не проявлялась столь отчетливо и не характеризовала столь выраженное стремление Винникотта к самооактуализации, как в этих двух стилях клинической работы: с детьми через идиомы игры и в аналитическом лечении взрослых, которых он проводил через долгие фазы регрессии к зависимости в аналитической ситуации. Формату «близости» в рамках терапевтической консультации, со спонтанными жестами и речью в разделяемой с ребенком игре, он противопоставлял непрерывную поддержку пациента в регрессии зависимости в аналитической ситуации. Терапевтические консультации - ярчайший пример встречи Винникотта с его маленькими пациентами, что неизменно так радовало его. И нигде больше не увидеть такого спокойствия и полного соматического присутствия, как в подобных клинических ситуациях. Только те из нас, кому посчастливилось быть его пациентами и проходить у него лечение, могут говорить о том уникальном внимании, которым он обладал: как психическом, так и соматическом.
Первый подробный анализ регрессии до состояния зависимости у взрослого пациента можно увидеть в статье Винникотта «Метапсихологические и клинические аспекты регрессии в психоаналитическом сеттинге» (Глава XXII ниже). Вот его основная теория:
«... не стоит использовать слово регрессия всякий раз, когда мы сталкиваемся с проявлениями инфантильного поведения. Слово регрессия имеет самые разные значения, которые нам не обязательно здесь принимать. Когда мы говорим о регрессии в психоанализе, мы подразумеваем существование Эго и угрозу хаоса. Здесь есть огромное поле для анализа того, как человек хранит собственные воспоминания, а также некие представления и потенциальные возможности. Как будто бы есть некие ожидания, что могут возникнуть благоприятные условия, оправдывающие регрессию и представляющие новый шанс для дальнейшего развития, - все то, что было бы невозможным или трудным из-за первоначальных неудач, связанных с окружением».
Прежде всего, здесь необходимо обратить внимание на фразу «ожидание, что могут возникнуть благоприятные условия, оправдывающие регрессию». Винникотт считал, - и клинический опыт других также доказывает это, - что человек в момент необходимости регрессировать до состояния зависимости никогда не сможет справиться с этим самостоятельно, или не сможет обратиться за этой помощью, пока кто-то не почувствует, что она ему столь необходима, и постарается ее оказать. Его работа с так называемыми делинквентными детьми показала ему, как за подобными антисоциальными действиями могут скрываться определенные просьбы и потребности (Винникотт, 19566). В аналитической ситуации он научился распознавать неспособность депривированного пациента отстаивать собственные потребности, не по причине сопротивления, но из-за того, что он просто не может войти в эту «игру», которую мы называем свободными ассоциациями. Когда-то Фрейд гениально показал то, что неспособность пациента говорить правду связана не с его отказом, но бессознательным сопротивлением, и только вскрывая эти источники, мы можем помочь пациенту начать раскрываться. Винникотт добавляет здесь новое измерение, а именно: есть лица, первичное окружение которых было настолько дефицитарным, - о чем они и должны были рассказать нам, - что у них самих не оказалось необходимых для этого эго-возможностей (справиться с этим или хотя бы это признать). Они могли только зафиксировать это. Следовательно, ответственность аналитика достучаться, прочитать и удовлетворить их потребности.
В данном контексте Винникотт показывает важную разницу между ролью желаний и потребностей в клиническом процессе:
Правильно говорить о желаниях пациента, желание (например), чтобы его не трогали. В случае с регрессирующим пациентом слово желание будет неверным; здесь правильно будет говорить о потребности. Если регрессирующий пациент нуждается в спокойствии, без этого вообще ничего невозможно едены 1ь I» ли потребность не удовлетворяем!я, рпулыйюм будь< не гнев, но воспроизводство ситуации < проблемами в окружении, что приостановило когда то процессы роста. Это, в свою очередь, поил и или ни < иособмш ть человека «испытывать желание», и теперь мы можем наблюдать повторное возникновение того, что перво начально вызвало это чувство бесполезности,
Пациент в состоянии регрессии близок к повтор ному переживанию сновидения и ситуаций, которые он помнит; отреагирование сновидения может помочь пациенту понять для себя наиболее важные вещи, по обсуждение того, что было отреагировало, следует после этого, но никак не может предшествовать ему.
Те коллеги Винникотта, которые обвиняли его в том, что Нин никотт сам способствовал подобной регрессии у пациентов, не учитывали этого. Кроме того, Винникот ссылался именно на чту область (неспособность пациента), связанную с проблемами с окружением, которую пациент способен теперь понять, 6л а года ря этому особому «отреагированию» в аналитической ситуации. Таким образом, Винникотт представляет схематическое описание следующих процессов:
- Предоставление сеттинга, позволяющего человеку почуйствовать некую уверенность.
- Регресс пациента до уровня зависимости, когда он, соответственно, рискует.
- У пациента возникает новое ощущение Я, и это Я подчиняется общему Эго. Итак, мы имеем некое новое развитие индивидуальных процессов, которые были прекращены когда-то.
- Освобождение человека из той ситуации, где он испытывал трудности с окружением.
- С новой позиции силы Эго, гнев, связанный с проблемами с окружением в раннем возрасте, ощущается в настоящем и находит свое выражение.
- Возвращение из состояния регрессии в зависимость, постепенно и планомерно совершая переход к независимости.
- Инстинктивные потребности и желания становятся вполне осуществимы.