Регрессия, управление и игра в клиническом сеттинге

Однажды кто-то сказал Ибн аль-Араби: «Ваше окруже­ние - преимущественно нищие, крестьяне и ремесленники. Разве вы не можете найти кого-то поумнее, кто бы мог сле­довать за вами, и тогда, быть может, ваши учения заслужи­ли бы большего уважения?»

На что тот ответил: «Вне всякого сомнения, это только приблизит День великой скорби, ведь если влиятельные и ученые люди начнут петь мне дифирамбы, совершенно оче­видно, что они будут делать это исключительно ради них самих, а не ради нашей работы!

Идрис Шах, «Мудрость идиотов»

За всю свою долгую профессиональную жизнь у Винникотта накопились десятки лекций, с которыми он выступал перед про­фессиональными сообществами социальных работников, детски­ми организациями, учителями, священниками и т.д. Таким обра­зом, имея возможность беседовать с обычными людьми, которых так волновали все эти вопросы отношений с другими, - будь то дети, взрослые в ситуации кризиса или те несчастные, которые оказались потерянными в мире, - Винникотт испытывал опреде­ленное удовлетворение. Отчасти это объяснялось тем, что подоб­ные живые встречи давали ему несравненно больше, чем дебаты со своими высоколобыми коллегами. Кроме того, для него это было своеобразной интеллектуальной игрой, чего он был лишен в привычном психоаналитическом формате. Также Винникотт имел возможность свободно говорить об этом парадоксе, когда людей интересовал скорее уход, чем лечение психически больных людей: будь то дети или взрослые.

Ни в одной другой области исследований потребность в пара­доксе не проявлялась столь отчетливо и не характеризовала столь выраженное стремление Винникотта к самооактуализации, как в этих двух стилях клинической работы: с детьми через идиомы игры и в аналитическом лечении взрослых, которых он проводил через долгие фазы регрессии к зависимости в аналитической ситу­ации. Формату «близости» в рамках терапевтической консульта­ции, со спонтанными жестами и речью в разделяемой с ребенком игре, он противопоставлял непрерывную поддержку пациента в регрессии зависимости в аналитической ситуации. Терапевтиче­ские консультации - ярчайший пример встречи Винникотта с его маленькими пациентами, что неизменно так радовало его. И нигде больше не увидеть такого спокойствия и полного соматического присутствия, как в подобных клинических ситуациях. Только те из нас, кому посчастливилось быть его пациентами и проходить у него лечение, могут говорить о том уникальном внимании, кото­рым он обладал: как психическом, так и соматическом.

Первый подробный анализ регрессии до состояния зависи­мости у взрослого пациента можно увидеть в статье Винникотта «Метапсихологические и клинические аспекты регрессии в пси­хоаналитическом сеттинге» (Глава XXII ниже). Вот его основная теория:

«... не стоит использовать слово регрессия всякий раз, когда мы сталкиваемся с проявлениями инфан­тильного поведения. Слово регрессия имеет самые разные значения, которые нам не обязательно здесь принимать. Когда мы говорим о регрессии в психоана­лизе, мы подразумеваем существование Эго и угрозу хаоса. Здесь есть огромное поле для анализа того, как человек хранит собственные воспоминания, а также некие представления и потенциальные возможности. Как будто бы есть некие ожидания, что могут возник­нуть благоприятные условия, оправдывающие регрес­сию и представляющие новый шанс для дальнейшего развития, - все то, что было бы невозможным или трудным из-за первоначальных неудач, связанных с окружением».

Прежде всего, здесь необходимо обратить внимание на фразу «ожидание, что могут возникнуть благоприятные условия, оправ­дывающие регрессию». Винникотт считал, - и клинический опыт других также доказывает это, - что человек в момент необходимо­сти регрессировать до состояния зависимости никогда не сможет справиться с этим самостоятельно, или не сможет обратиться за этой помощью, пока кто-то не почувствует, что она ему столь не­обходима, и постарается ее оказать. Его работа с так называемыми делинквентными детьми показала ему, как за подобными антисо­циальными действиями могут скрываться определенные просьбы и потребности (Винникотт, 19566). В аналитической ситуации он научился распознавать неспособность депривированного пациен­та отстаивать собственные потребности, не по причине сопротив­ления, но из-за того, что он просто не может войти в эту «игру», которую мы называем свободными ассоциациями. Когда-то Фрейд гениально показал то, что неспособность пациента говорить прав­ду связана не с его отказом, но бессознательным сопротивлением, и только вскрывая эти источники, мы можем помочь пациенту на­чать раскрываться. Винникотт добавляет здесь новое измерение, а именно: есть лица, первичное окружение которых было настолько дефицитарным, - о чем они и должны были рассказать нам, - что у них самих не оказалось необходимых для этого эго-возможностей (справиться с этим или хотя бы это признать). Они могли только зафиксировать это. Следовательно, ответственность аналитика достучаться, прочитать и удовлетворить их потребности.

В данном контексте Винникотт показывает важную разницу между ролью желаний и потребностей в клиническом процессе:

Правильно говорить о желаниях пациента, желание (например), чтобы его не трогали. В случае с регрес­сирующим пациентом слово желание будет неверным; здесь правильно будет говорить о потребности. Если регрессирующий пациент нуждается в спокойствии, без этого вообще ничего невозможно едены 1ь I» ли потребность не удовлетворяем!я, рпулыйюм будь< не гнев, но воспроизводство ситуации < проблемами в окружении, что приостановило когда то процессы роста. Это, в свою очередь, поил и или ни < иособмш ть человека «испытывать желание», и теперь мы можем наблюдать повторное возникновение того, что перво начально вызвало это чувство бесполезности,

Пациент в состоянии регрессии близок к повтор ному переживанию сновидения и ситуаций, которые он помнит; отреагирование сновидения может помочь пациенту понять для себя наиболее важные вещи, по обсуждение того, что было отреагировало, следует по­сле этого, но никак не может предшествовать ему.

Те коллеги Винникотта, которые обвиняли его в том, что Нин никотт сам способствовал подобной регрессии у пациентов, не учитывали этого. Кроме того, Винникот ссылался именно на чту область (неспособность пациента), связанную с проблемами с окружением, которую пациент способен теперь понять, 6л а года ря этому особому «отреагированию» в аналитической ситуации. Таким образом, Винникотт представляет схематическое описание следующих процессов:

  1. Предоставление сеттинга, позволяющего человеку почуйствовать некую уверенность.
  2. Регресс пациента до уровня зависимости, когда он, соответ­ственно, рискует.
  3. У пациента возникает новое ощущение Я, и это Я подчи­няется общему Эго. Итак, мы имеем некое новое развитие индивидуальных процессов, которые были прекращены когда-то.
  4. Освобождение человека из той ситуации, где он испытывал трудности с окружением.
  5. С новой позиции силы Эго, гнев, связанный с проблемами с окружением в раннем возрасте, ощущается в настоящем и находит свое выражение.
  6. Возвращение из состояния регрессии в зависимость, посте­пенно и планомерно совершая переход к независимости.
  7. Инстинктивные потребности и желания становятся вполне осуществимы.