Медработники, привлекаемые к транспортировкам беременных пациенток, должны принимать во внимание физиологические изменения организма, связанные с беременностью. Эти изменения требуют коррекции обычных транспортных процедур. Есть три вмешательства, которые должны быть выполнены почти всем беременным пациенткам во время транспортировки: 1) транспортировка в положении на левом боку, 2) подача кислорода лицевой маской; 3) внутривенная инфузия.
Таблица 7-5. Транспортировка в связи с потенциальными осложнениями плода
- Аномалии плода, требующие оперативного лечения или специальных методов лечения
- Резус-конфликт, с многоводием или без
- Аритмия или брадикардия плода
- Задержка роста плода
- Аномальные результаты стресс-тестов плода
- Выраженное маловодие
- Роды в тазовом предлежании
Положение пациентки
Положение пациентки на спине может привести к ухудшению состояния плода. В положении на спине беременная матка (после 20-24 недель) лежит прямо на нижней полой вене и потенциально на аорте, сдавливая оба этих сосуда, что ведет к снижению венозного возврата и артериального давления [19]. Сдавление нижней полой вены может существенно снизить преднагрузку, в результате чего сердечный выброс может уменьшиться на 25-30% [20]. Гемодинамически скомпрометированные пациентки (среди которых обычно и оказываются нуждающиеся в транспортировке), особенно со сниженным объемом циркулирующей крови, еще более чувствительны к изменениям гемодинамики. Кровеносные сосуды матки в покое максимально дилатированы, и внутреннего механизма ауторегуляции для повышения маточного кровотока не существует. Таким образом снижение сердечного выброса может привести к снижению маточного кровотока и, возможно, к маточно-плацентарной недостаточности. В ответ на снижение сердечного выброса, гипотензию или гипоксию сосуды матки сужаются. Это может вызвать серьезное ухудшение состояния плода без каких-либо видимых нарушений витальных функций матери [21]. Исследования на животных показали, что перекрытие кровотока в нижней полой вене может спровоцировать отслойку плаценты [22]. Наблюдения за людьми в целом совпадают с этими результатами [23]. Еще следует заметить, что положение беременной пациентки на спине может привести к нарушениям дыхания, так как к концу доношенной беременности функциональная остаточная емкость легких сокращается на 15-20%.
Проблем, упомянутых выше, можно избежать, транспортируя беременную после 20 недель в положении с наклоном на левый бок (например, один бок тела пациентки выше другого). Это можно сделать, положив подушку под правый бок матери. Если пациентке необходима иммобилизация в положении на спине из-за травматических повреждений, можно фиксирующий спину щит приподнять на 15 градусов выше горизонтального уровня. Это можно сделать, подложив под край щита свернутое полотенце, подушку или кислородный баллон. Если все это невыполнимо, возможно мануальное смещение матки, выполняемое одним из сопровождающих.
Дополнительная оксигенация Во время транспортировки подача кислорода представляется целесообразной у всех беременных пациенток. Во время беременности повышение сатурации крови матери кислородом повышает сатурацию и крови плода [26]. Поскольку у плода кривая диссоциации кислорода и гемоглобина смещена влево, экстракция кислорода из материнской крови усилена.
Особое внимание должно быть уделено оксигенации при транспортировке беременной по воздуху. В кабинах большинства коммерческих самолетов поддерживается давление, соответствующее высоте 2438 м. На этой высоте в декомпрессионной камере Р02 матери может снизиться со 100 мм рт. ст. до 55 мм рт. ст., со снижением артериального Ро2 в пуповине плода с 32 до 25,6 мм рт. ст. Вследствие различий кривой диссоциации кислорода-гемоглобина плода, здоровый плод способен поддерживать большую степень сатурации кислородом, в связи с чем давление в кабине современного
самолета не представляется для него опасным [27, 28], Исследования на животных показали, что высоты до 2250 м существенного влияния на обмен кислорода в нормальной плаценте не оказывают [29]. Следует заметить, что высоты, в большинстве случаев набираемые при транспортировке вертолетом, также существенно не влияют на оксигенацию матери или плода. Тем не менее, поскольку состояние транспортируемой женщины или ее плода в той или иной степени скомпрометировано, будет разумным давать дополнительный кислород всем транспортируемым беременным пациенткам, независимо от высоты.
Внутривенная инфузионная терапия У всех транспортируемых пациенток должен быть хотя бы один функционирующий венозный доступ. Скорость введения жидкости должна соответствовать клиническому состоянию пациентки и плода. Как упоминалось выше, ранний механизм компенсации гиповолемии матери заключается в снижении маточного кровотока, что ведет к потенциальному ухудшению состояния плода, почти или совсем не сказываясь на витальных функциях матери. Так как во время беременности увеличение ОЦК матери достигает 45%, установлено, что мать может остро потерять до 10-20% циркулирующей крови, прежде чем у нее появятся отклонения в показателях витальных функций [30]. Таким образом возмещение объема следует проводить со скоростью, обеспечивающей адекватную перфузию матки. Любой женщине со значительной гиповолемией необходимо установить не менее двух периферических венозных катетеров большого диаметра. Значительная кровопотеря может потребовать трансфузии препаратов крови в дополнение к кристаллоидной терапии. Особо следует упомянуть использование во время беременности препаратов прессорного действия. Катехоламины вызывают снижение маточного кровотока [21], поэтому во время беременности их можно применять только при недостаточном действии других средств. Кроме того, могут оказаться полезными попытки успокоить пациентку и, таким образом, снизить продукцию эндогенных катехоламинов.
Очень важно стабилизировать, насколько возможно, и мать, и плод еще до начала транспортировки. К терапевтическим препаратам, часто и безопасно применяемым в пути, относятся глюкокортикоиды, антигипертензивные и противосудорожные препараты, антибиотики и токолитики.
Оценка состояния матери и плода Во время транспортировки необходимы стандартное сестринское наблюдение, мониторинг и документирование, с пристальным контролем сердечно-легочного статуса матери (табл. 7-6). Следует наблюдать также за сокращениями матки. Частоту сердечных сокращений плода необходимо мониторировать и документировать каждые 15-30 мин или чаще в критических ситуациях. Это можно делать допплеровским стетоскопом или постоянным электронным мониторингом плода. Если применяется допплеровский стетоскоп для прерывистого мониторинга, а сокращения матки у пациентки регулярны, тоны сердца плода должны быть документированы после сокращения матки [32]. Необходимо тщательно дифференцировать тоны сердца матери и плода, для чего одновременно с аускультацией тонов плода пальпируют пульс матери. Такое устройство успешно применяется как на земле, так и в воздухе [28].
Таблица 7-6. Ключевые показатели, которые необходимо мониторировать во время транспортировки
Мать |
Новорожденный |
Сокращения матки и тоны |
Температура |
сердца плода |
Дыхание |
Сердечно-легочный статус |
Частота сердечных |
Глубокие сухожильные |
сокращений |
рефлексы |
АД |
Скорость внутривенных инфузий |
Цвет кожных покровов |
Назначение и введение |
Активность |
препаратов |
Сатурация |
Частота мониторирования ключевых показателей будет зависеть от стабильности пациентки, но разумно делать это не реже, чем каждые 30 мин.
МЕДИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Перевод пациентки из одного учреждения в другое поднимает ряд медикоюридических вопросов. Госпитали должны выработать политику, учитывающую все касающиеся этих проблем законы федеральные и законы штата. Для учреждения правильно было бы иметь распечатанные бланки соглашений, перекрывающие все эти вопросы.
Перевод пациентов был упомянут в Консолидированном многостороннем согласительном бюджетном акте от 1986 г., в настоящее время известном в виде аббревиатуры COBRA. Этот закон подразумевает, что врач, переводящий пациента, должен обсудить это с врачом принимающего учреждения, который обязан принять перевод. Перед переводом должно быть выполнено скрининговое медицинское обследование. Оценка и стабилизация должны быть выполнены для обеспечения непричинения вреда пациенту (с обоснованной медицинской вероятностью) и для того, чтобы медицинские преимущества перевода преобладали над его опасностью [33]. Перевод без стабилизации возможен, если пациента переводят из учреждения с низким уровнем лечения на более высокий уровень, а выполнение необходимого вмешательства вне возможностей отправляющего учреждения [34]. Нарушение закона COBRA может привести к денежным штрафам, потере страхового возмещения, судебным искам пациентов за причиненные повреждения или ущерб, понесенные вследствие несоответствующего лечения в принимающем госпитале.
Перед переводом в стационар более высокого уровня лечения врач отправляющего учреждения должен документировать в бумагах, направляемых с пациенткой, преимущества и опасности такого перевода. В документе должны быть указаны возможности по оказанию помощи, которых нет в отправляющем учреждении и есть в принимающем, выбор перевода и причины избрания учреждения, имя принимающего врача, давшего согласие на перевод, и подтверждение наличия места в принимающем учреждении.
Следует заметить, что система транспортировки в один конец не так совершенна, как система «туда и обратно». В целом ответственность за отправляемого пациента несет врач отправляющего учреждения до тех пор, пока принимающее учреждение не примет ответственность на себя. Таким образом, отправляющий врач должен понять и принять риск отправки пациента с бригадой, обеспечивающей меньший уровень ухода и лечения, чем возможный в отправляющем учреждении, или организовать транспортировку в сопровождении персонала, в большей степени Способного обеспечить потенциальные нужды пациента.
Когда бригада транспортной службы прибывает в отправляющий госпиталь, может возникнуть вопрос, с какого момента ответственность за пациента переходит на принимающее учреждение. Некоторые госпитали полагают, что ответственность переходит на бригаду с момента, когда ее члены начали осмотр пациента, несмотря на то, что они физически находятся за пределами своего учреждения. Другие госпитали принимают ответственность, когда пациент оказывается в пределах их службы скорой помощи. Во избежание потенциальных проблем эти вопросы следует оформить в виде письменного соглашения между' учреждениями и иметь разработанные письменные формы процедур, связанных с переводами и отвечающих всем требованиям законов.