От переходного объекта к использованию объекта

Гете заметил однажды: «Мне ненавистно все то, что просто является информацией, но никак не позволяет мне развиваться или совершенствовать то, чем я занимаюсь». В каком-то смысле то же самое можно сказать и о чувствительности Винникотта. Он мог учиться у других, только если это еще больше и сильнее пробужда­ло его собственное Я. Помню, как однажды воскресным утром я позвонил ему, призывая ознакомиться с работой Лионеля Трил- линга Фрейд и кризис нашей культуры. И вот что он сказал мне: «Масуд, какой смысл просить меня читать что-либо! Если это вы­зовет у меня скуку, я засну посередине первой страницы, и напро­тив, если меня что-то заинтересует, я начну все это переписывать».

Понятно, он хотел разыграть нас обоих, и надо сказать, он обладал для этого всем необходимым. Но он также говорил правду, а прав­да постигается человеком через метафоры и парадоксы. Статистическая точность - это машинное измерение, оно не имеет никако­го отношения к человеческим истинам.

Неудивительно, что именно этот человек должен был предста­вить нам концепцию переходных объектов, явлений и простран­ства. Но низводить его абстракции, взятые им из клинического опыта, до статуса концепций значит исказить весь его стиль мыш­ления. Более точно и правильно было бы назвать их, как говорил Ницше, «направляющей беллетристикой». Но ни одна подобная «направляющая беллетристика» Винникотта не получила такого мгновенного признания, как понятие переходного объекта.

Эти вполне очевидные, на первый взгляд, и понятные вещи имеют под собой сложную клиническую основу.

За время работы в детской больнице Паддингтон Грин и Коро­левском Госпитале для детей, на протяжении почти сорока лет, Винникотту довелось видеть около шестидесяти тысяч младенцев, детей, матерей, отцов, родителей, бабушек и дедушек. Первое заяв­ление, сделанное Винникоттом в этой связи, можно найти в его ра­боте «Наблюдение за младенцами в определенной ситуации» (Гла­ва IV ниже). Здесь он описывает определенную модель поведения младенца по отношению к ланцету в сеттинге консультирования между ним и матерью. Его мысли по поводу этого феномена пред­ставляются мне настолько важными, что я считаю необходимым привести их здесь целиком:

Этап 1. Ребенок прикладывает руку к ланцету, но в этот мо­мент неожиданно понимает, что нужно подумать. Он испытыва­ет затруднение. Либо его рука покоится на ланцете, тело непод­вижно, а он смотрит, недоумевая, на меня и на мать, смотрит и ждет; или же, в некоторых случаях, он совершенно теряет интерес и пытается зарыться лицом в блузку матери. Как правило, можно управлять ситуацией, пока ребенок совсем не успокоится, и очень интересно наблюдать постепенное и спонтанное возвращение ин­тереса ребенка к ланцету.

Этап 2. Все это время, в «период колебаний» (как я это назы­ваю), ребенок держится прямо (но не ригидно). Постепенно он становится достаточно смелым, - его чувства могут развиваться и дальше, - а затем картина меняется довольно быстро. Момент, когда первая фаза сменяется второй, совершенно очевиден, так как принятие реальности - желание ланцета - находит свое вы­ражение в определенных изменениях во внутренней части рта, которая становится дряблой, в то время как язык выглядит мяг­ким и одновременно напряженным, а слюна течет обильнее. Вот он уже пытается засунуть ланцет в рот и начать его жевать, или же пытается копировать отца, когда он курит трубку. Просто порази­тельно, насколько меняется поведение ребенка. Вместо ожидаемой неподвижности теперь мы можем наблюдать уверенность в себе и то, как он свободно движется; последнее связано с манипуляция­ми ланцетом.

Я часто проводил эксперимент, пытаясь засунуть ланцет в рот ребенка в моменты колебаний. Вне зависимости от того, связано ли это как-то с моим обычным состоянием или же нет, я пришел к выводу, что на данном этапе совершенно невозможно засунуть ланцет в рот ребенка, без применения силы. В некоторых случаях, когда зажим очень сильный, любые попытки с моей стороны засу­нуть ланцет, приводят к тому, что ребенок начинает кричать, ис­пытывая при этом психические страдания или реальные колики.

Сейчас ребенок, кажется, чувствует, что ланцет полностью при­надлежит ему и он может самовыражаться при помощи него. Он стучит им по столу или по металлической чаше, которая находит­ся рядом, создавая вокруг себя сильный шум; или же он пытается засунуть его в рот или в рот матери, и очень радуется, если мы делаем вид, что он нас кормит. Определенно, ему очень интерес­на эта игра с кормлением, и он, конечно же, расстраивается, если мы оказываемся настолько глупыми, что просто берем эту штуку в рот, испортив всю игру.

Здесь я бы отметил, что мне никогда не доводилось видеть, что ребенок оказывается разочарован тем, что ланцет, на самом деле, никакая ни пища или контейнер для пищи.

Этап 3. Существует и третий этап. На третьем этапе ребенок роняет ланцет, как будто по ошибке. Если его удается поднять, он снова начинает играть с ним, а потом бросает его вновь, но на сей раз уже неслучайно. Он это проделывает еще и еще, теперь уже намеренно, всякий раз приходя в неописуемый восторг, пытаясь агрессивно избавиться от него, и особенно ему доставляет удо­вольствие тот звук от контакта с полом.

В конце этой третьей фазы ребенок предпочитает либо опу­ститься на пол с ланцетом, пытаясь засунуть его в рот, либо снова начать играть с ним; или же, когда ему совсем надоест, он тянется к любым близлежащим объектам.

Здесь мне бы хотелось особо остановиться на том, что Винни- котт называет «периодом колебаний». Ведь даже при беглом взгля­де на материал, представленный в работе Терапевтические кон­сультации в детской психиатрии, становится понятно, что суть этой игры заключается в том, как Винникотт создает простран­ство, переходное пространство, когда этот «период колебаний» не только совершенно очевиден, но и позволяет ребенку двигаться в направлении творческого самовыражения, а именно: непосред­ственно игры. Это также очень важное понятие для психоанали­тической теории в целом и нашей клинической работы со взрос­лыми, в частности. Концепция «период колебаний» добавляет нечто новое к классической концепции сопротивления, известной нам по работам Фрейда.

Довольно часто в аналитических работах можно встретить ин­терпретации сопротивления пациента, в то время как в действи­тельности реальность такова, что пациент находится в «периоде колебаний» или, другими словами, пациент старается найти для себя «ту степень интимности» в аналитической ситуации, когда он сможет постепенно перейти к вербальному или телесному вы­ражению. Концепция «период колебаний» в работах Винникотта напрямую связана со сферой «бесконфликтного Эго» Хартманна (1958).

Винникотт анализирует это и дальше в своей статье «Прими­тивное эмоциональное развитие» (Глава XII ниже), где, рассказы­вая о первом опыте малыша с матерью, он говорит:

С точки зрения ребенка к материнской груди (я бы не стал утверждать, что грудь столь важна как орудие материнской любви) у ребенка присутствуют инстинктииные и хищнические позывы. У матери есть грудь и она способна вырабатывать молоко. Поэтому периодически у нее могут возникать фантазии, что ей бы хотелось подвергнуться нападению голодного ре­бенка. Эти два феномена по-прежнему существуют по отдельности до тех пор, пока мать и ребенка связыва­ет определенный совместный опыт. Мать, будучи зре­лой и физически развитой, должна демонстрировать столь необходимые терпение и понимание ребенку с тем, чтобы именно она создавала те ситуации, кото­рые могли бы привести к успешным связям ребенка с внешним объектом; объектом, который является внешним по отношению к Я с точки зрения младенца.

Я вижу этот процесс как две линии, идущие из противоположных направлений и в какой-то момент способные встретиться. В случае их пересечения мо­жет возникнуть некая иллюзия - тот незначительный опыт, который ребенок может воспринимать либо как собственную галлюцинацию, либо как нечто, принад­лежащее к внешней реальности.