Психозы и уход за детьми

В настоящей работе я постараюсь показать то, что психозу в дет­стве в общем-то достаточно распространенное явление, но это не замечается потому, что симптомы скрыты в обычных проблемах, с которыми неизбежно сталкивается любой человек, ухаживающий за ребенком. Диагноз ставится только тогда, когда окружение уже не может больше скрывать или справляться с нарушениями эмо­ционального развития. Поэтому, ребенку требуется выстроить определенную защитную линию, которая признается как болезнь. Согласно данной теории можно предположить, что основы пси­хического здоровья личности закладываются в раннем младенче­стве благодаря техникам матери, которая все свое время посвяща­ет уходу за ребенком. Я постараюсь кратко перечислить задачи, с которыми сталкивается мать на ранних этапах эмоционально­го развития младенца; задачи, с которыми не сможет справиться младенец, если его эмоциональное окружение не будет достаточно хорошим.

Есть два метода, позволяющих работать с темой детского пси­хоза. Один метод психической организации болезни, хорошо из­вестный в психиатрии, можно описать как то, что имеет место до наступления пубертата и в период раннего детства. Крик (Creak, 1952) описывает один из типов психоза, при котором отмечается упорядоченная интроверсия с последующими странными моделя­ми поведения и вторичными нарушениями физического функцио­нирования; при этом она совершенно точно описывает тип ребен­ка, хорошо известный всем детским психиатрам и педиатрам. Точ­но так же мы сможем рассмотреть состояния меланхолии, мани­акально-депрессивные колебания настроения, гипоманиакальные возбужденные состояния, различные виды спутанных состояний и проследить то, насколько часто все это встречается в детстве; ма­териала для такого анализа у нас предостаточно.

Я же выбрал другой метод возможно потому, что мне бы хоте­лось выступать здесь в качестве педиатра, привыкшего думать о растущем ребенке, а на самом деле растущем младенце. Для педи­атра существует такое понятие, как непрерывное развитие инди­вида; это развитие начинается с момента зачатия, продолжается на протяжении всего периода младенчества и раннего детства и завершается уже во взрослом состоянии, когда ребенок сам впо­следствии становится родителем. Цель в уходе за ребенком не только вырастить здорового ребенка, но и обеспечить в конечном счете развитие здорового взрослого человека. На противополож­ной стороне мы как раз имеем то, что больше всего волнует меня здесь, а именно: что здоровье взрослого человека закладывается на всех этапах младенчества и детства. Педиатр все время в курсе таких вопросов, как уход и воспитание, зависимость младенцев и постепенное преобразование факторов внешней среды, которые должны быть непрерывными точно так же, как непрерывность внутреннего развития ребенка. Именно поэтому педиатр может внести огромный вклад в область психиатрии.

Если кто-то из педиатров предпочитает сделать фокус на фи­зической стороне, игнорируя при этом психику, мне это не очень понятно; ведь эта фаза несомненно пройдет.

В данном случае мне бы прежде всего хотелось сконцентриро­ваться на психике и лишь во вторую очередь - на соматике; но я все же педиатр, а с точки зрения педиатра психическое здоровье является тем, что не может быть результатом предшествующего развития. Психическое здоровье любого ребенка закладывается матерью, которая целиком и полностью поглощена уходом за сво­им ребенком. Слово «преданность» может быть лишено опреде­ленной сентиментальности, используя его для описания тех важ­ных моментов, без которых мать не сможет внести свой вклад, а именно: чувствительная и активная адаптация к потребностям ребенка, которые в начале являются абсолютными. Слово предан­ность также еще раз напоминает нам о том, что для того, чтобы справиться с этой задачей, мать не обязательно должна быть ум­ной, психическое здоровье - результат непрерывного ухода, что де­лает возможным непрерывный личный эмоциональный рост. Уже давно ни для кого не секрет, что корни невроза именно в межлич­ностных отношениях, возникающих тогда, когда ребенок начина­ет занимать определенное место в семейной иерархии, как отдель­ный человек. Иными словами, здоровье человека с точки зрения социализации и отсутствия невроза закладывается родителями, когда ребенок находится в возрасте около года; но это утвержде­ние предполагает нормальное развитие и в грудном возрасте. И не так хорошо известно (на самом деле это требует дополнительных фактов), что нарушения, которые могут быть признаны и опре­делены как психотические, берут свои корни в нарушениях эмо­ционального развития, с которыми сталкивается ребенок в тот момент, когда он становится отдельным человеком, способным к отношениям в целом с другими людьми.

Для одних психотиков эта теория считается болеет приемлемой, чем для других. Тем, кто занимается изучением данных вопросов, вполне очевидно, что способность к депрессии (в смысле демон­страции реактивной депрессии или изменений настроения) до­стигается в здоровом состоянии ребенком, достигшим возраста, в котором отнятие от груди имеет определенный смысл. Депрессию можно считать чем-то сродни озабоченности, раскаянию, чувству вины, но здесь следует также отметить, бессознательные аффекты (значительная их часть), влияющие на подавленное настроение. Способность испытывать беспокойство, печаль и последовательно реагировать на утраты так, что со временем все может прийти в норму, - стадия развития, имеющая огромное значение в процес­се естественного роста; эта способность формируется в процессе грамотного отнятия от груди, когда отлучение от груди понимается глобально (как обращение с младенцами 9-18 месяцев). В данной работе не представляется возможным более подробно проанализи­ровать данный вопрос (имея в виду самые разные виды депрессии и маниакально-депрессивные типы нарушений). Об этом впервые говорилось в работе Фрейда «Скорбь и меланхолия» (1917), а впо­следствии данная тема разрабатывалась и другими, в частности, Абрахамом (1924), Кляйн (1934) и Рикманом (1928). Кроме того, в дальнейшем анализе теории Кляйн удалось выявить первопри­чины определенных типов параноидной организации. Концепция здорового этапа «депрессивной позиции в эмоциональном разви­тии» (Klein) в свою очередь предполагает благополучное предше­ствующее развитие; в данной же статье мне бы хотелось обозна­чить самые ранние и самые примитивные стадии.

Сразу же после отнятия от груди мы сталкиваемся с такой все­объемлющей темой, как разочарование. Отлучение от груди под­разумевает некогда успешное кормление, а разочарование напря­мую связано с иллюзиями.