Итак, на основании существующей психо-аналитической теории можно сделать ряд комментариев.
- Переходный объект означает грудь или объект первых отношений.
- Переходный объект предвосхищает последующую проверку реальности.
- В отношениях с переходным объектом ребенок проходит этап от (магического) всемогущего контроля до контроля посредством манипуляций (включая мышечный эротизм и удовольствие от согласованных действий).
- Переходный объект может в конце концов перейти в фетиш-объект и продолжать существовать уже во взрослой сексуальной жизни. (Wulff).
- Переходный объект может, в силу анально-эротической организации, означать фекалии (но не поэтому он может плохо пахнуть, и его не стирают).
Отношение к внутреннему объекту (Кляйн)
Интересно сравнить концепцию переходного объекта с концепцией Мелани Кляйн внутреннего объекта. Переходный объект не является внутренним объектом (психологическое понятие) - это обладание. В то же самое время он не является (для младенца) и внешним объектом.
Здесь мы переходим к следующему непростому утверждению. Ребенок может использовать переходный объект, когда внутренний объект живой и настоящий и достаточно хороший (не слишком преследующий). Но этот внутренний объект зависит от окружения, жизненных сил и поведения внешнего объекта (грудь, материнская фигура, забота окружения в целом). Неполноценность или сбой в работе последнего косвенно приводит к безжизненности или своеобразному преследованию внутреннего объекта. После того, как этот сбой (с внешним объектом) сохраняется, внутренний объект перестает иметь смысл для ребенка, и только потом переходный объект также становится бессмысленным. Поэтому переходный объект может служить объяснением «внешней» груди, но косвенно, это означает «внутреннюю» грудь.
Переходный объект никогда не находится под магическим контролем, как внутренний объект, равно как его нельзя контролировать извне, как реальную мать.
Иллюзия - Разочарование
Чтобы внести свой собственный позитивный вклад в данную тематику, мне бы хотелось сказать несколько слов о том, что воспринимается как должное во многих психо-аналитических работах, посвященных эмоциональному развитию младенцев, хотя это и можно увидеть только на практике.
Ребенок никогда не сможет перейти от принципа удовольствия к какому-то реальному принципу или в направлении первичной идентификации или выходу за ее пределы (Фрейд, 1923, р. 14),43 пока не будет рядом достаточно хорошей матери.44 Достаточно хорошая «мать» (не обязательно собственная мать младенца); это тот, кто активно адаптируется к потребностям младенца; это такая активная адаптация, которая постепенно сокращается в соответствии с возрастающими способностями младенца объяснять для себя любые неудачи адаптации и справляться с результатами фрустрации. Естественно, больше вероятности в том, что мать младенца справится с этой ролью лучше, чем кто-то другой, так как подобная активная адаптация требует всецелой и полной преданности ребенку; на самом деле успешный уход за ребенком зависит именно от преданности, а вовсе не от ума или интеллектуальных способностей.
Достаточно хорошая мать, как я уже говорил, начинается с почти абсолютного удовлетворения потребностей ее ребенка, но со временем она это делает все меньше и меньше, постепенно учитывая возрастающую способность ребенка справиться с ее провалом.
Средства младенца, позволяющие ему справиться с подобным материнским провалом, включают в себя следующее:
• Опыт младенца, зачастую повторяющийся, что у него есть ограниченное время на разочарование. Сначала, конечно же, этот срок должен быть коротким.Все возрастающее ощущение процесса.
• Начало умственной деятельности.
• Применение аутоэротического удовлетворения.
• Воспоминания, переживания, фантазии, сновидения; интеграция прошлого, настоящего и будущего.
Если все будет идти должным образом, ребенок сможет получить для себя что-то ценное в этом опыте фрустрации, ибо неполная реализация потребностей делает объекты реальными; иными словами, он сможет в той же мере ненавидеть, что и любить. В результате в норме ребенок может испытывать обеспокоенность в связи с реализацией какой-то из его потребностей, которая возникла уже давно, но естественного спада не происходило, ибо полнейшая реализация напоминает определенное магическое действие, а объект, демонстрирующий некие совершенные действия, оказывается не лучше, чем галлюцинация. Тем не менее в самом начале подобная реализация должна быть практически полной, ведь если этого нет, у ребенка не будет опыта формирования отношений с внешней реальностью или же он не сможет сформировать концепцию внешней реальности.
44 Одно из последствий этого, причем одно из самых главных, неудач матери в этом отношении с самого начала жизни младенца, подробно объясняется Мэрион Милнер (1952, стр. 181). Она показывает, как подобные неудачи матери приводят к преждевременному развитию Эго, с преждевременной классификацией на плохой и хороший объект. Таким образом, период иллюзии (или мой переходный период) нарушается. В ходе анализа или в обычной жизни мы можем видеть, как человек старается найти ценные для себя иллюзии. Таким образом, иллюзия имеет положительное значение. См. также Фрейд (1950).