Формирование личного паттерна

В психоаналитической литературе очень много внимания уделяется этому переходу от «руки в рот», затем от «руки к генита­лиям», но, возможно, гораздо меньше - подлинным «Я» объектам. Рано или поздно в развитии младенца можно увидеть этот переход от объектов, отличных от себя самого, к какому-то лично­му паттерну. В какой-то степени эти объекты означают грудь, но сейчас речь не только об этом.

У некоторых детей отмечается тенденция сначала засовывать большой палец в рот. Рот тогда становится активен по отношению к большому пальцу, но не по отношению к пальцам. Пальцы, лас­кающие верхнюю губу или какую-то иную часть, могут или, воз­можно, уже стали более важными, чем большой палец во рту. Кро­ме того, эти ласкательные движения мы можем наблюдать и сами по себе, вне этого прямого союза большой палец-рот. (Freud, 1905; Hoffer, 1949)

В обычной практике происходит следующее (с постепенным усложнением такого ауто-эротического опыта, как сосание боль­шого пальца:

  • 1. другой рукой ребенок старается захватить какой-то внеш­ний объект, скажем, кусочек простыни или одеяло в рот вместе с пальцами;
  • 3. подойдет определение «питать», что означа­ет следующее; нахождение и переходной иди промежуточ­ной области,
  • 4. ребенок произносит какие то звуки («ма мама»» мерные му­зыкальные а пуки, что-то лопочет и гак далее), можно предположить, что мышление или фантазии напрямую взаимосвязаны с этим функциональным опытом.

Все это я называю переходными явлениями, Здесь же мы можем увидеть - возможно, это кусочек шерсти или уголок пледа или одеяла, или же какое-то слово или мелодия, или какие-то иные причуды - все то, что становится жизненно важным дли ребенка в тот момент, когда он собирается ложиться спа ть, и является защи­той от тревоги, особенно тревоги депрессивного характера. (Illing­worth, 1951) Или же ребенок может найти для себя какие-то мяг­кие объекты или что-то в этом роде; впоследствии это становится тем, что я называю переходный объект. Этот объект но-прежнему является важным для него. Родители знают о таких объектах и ста­раются брать их с собой в путешествия. Мать разрешает пачкать его и делать с ним что угодно, точно зная, что если она вымоет его, это нарушит непрерывный опыт младенца; подобный разрыв мо­жет уничтожить смысл и значение данного объекта для младенца.

На мой взгляд, паттерн переходных явлений начинает прояв­ляться около 4-6-8-12 месяцев. Но здесь, конечно же, возможны вариации.

Паттерны, усвоенные в младенческом возрасте, могут сохра­няться и в детстве, так что первоначальный мягкий объект про­должает оставаться совершенно необходимым в постели или когда ребенку одиноко или же у него подавленное настроение. Однако, когда ребенок здоров, происходит постепенное расширение круга интересов, и в конечном счете этот расширенный диапазон сохраняется даже тогда, когда он напрямую сталкивается с депрессией. Потребность в конкретном объекте или модели поведения (это можно видеть в очень раннем возрасте) может проявиться вновь в более позднем возрасте, когда ребенок сталкивается с угрозой депривации.

Это первое обладание используется наряду с другими техника­ми, приобретенными в раннем детстве, которые могут включать их в себя или же существовать отдельно от непосредственной аутоэ­ротической активности. Постепенно в жизни младенца появляются всевозможные мишки и куклы, а также жесткие игрушки. Мальчи­ки, как правило, переходят к твердым предметам, в то время как для девочек становится важным все то, что связано с семьей. Однако, здесь важно отметить, что нет значительной разницы между маль­чиком и девочкой в том, что они делают с первоначальным Не-Я обладанием, - то, что я называю переходным объектом.

По мере того, как ребенок начинает использовать организо­ванные звуки («мама», «та», «да»), здесь же могут возникнуть и «слова» для обозначения переходного объекта. Название, данное ребенком этим первоначальным объектам, зачастую оказывается очень важным, и, как правило, здесь можно увидеть производные слов, уже используемых взрослыми. Например, «ба» может быть именем, в то время как «б» - иметь отношение к используемому ребенком слову «ребенок» или «медведь».

Также следует отметить, что иногда не существует переходного объекта, кроме самой матери. Или у ребенка могут быть настолько сильные нарушения в эмоциональном развитии, что он не получает никакого удовольствия от этого переходного состояния или же по­следовательность объектов оказывается нарушенной. Тем не менее, эта последовательность может сохраняться в скрытой форме.