Агрессия и ее связь с эмоциональным развитием

В данном анализе агрессии основная идея заключается и том, что если общество в опасности, то это происходит вовсе не из-за агрессии человека, но по причине подавлении личной агрессивно­сти у людей.

В анализе психологии агрессии студент сталкивается с огром­ным напряжением в силу следующих причин. В общей психоло­гии, если в отношении кого-то или чего-то совершается вторже­ние, - это то же самое, что и воровство и одинаково агрессивное действие. Быть слабым столь же агрессивно само по себе, что и нападения сильного на слабого. Убийство и самоубийство по сути одно и то же. Возможно, самое сложное из всего этого то, что обла­дание столь же агрессивно, что и жадное приобретение; в действи­тельности приобретение и обладание с психологической точки зрения будет одинаково неполным без другого. При этом мы вовсе не собираемся утверждать, что приобретение и обладание - это хорошо или плохо.

Все эти вещи достаточно болезненны, поскольку речь идет о диссоциациях, скрытых в текущем социальном принятии; их не­возможно исключить из анализа агрессии. Кроме того, основой для анализа реальной агрессии должно быть исследование корней агрессивного желания.

Агрессия имеет место еще до того, как происходит личностная ин­теграция. Ребенок толкается в утробе; мы не можем утверждать, что таким образом он пытается вырваться. Ребенок, которому всего лишь несколько недель от роду, сучит ручками; при этом мы вовсе не хотим сказать, что он хочет ударить нас. Ребенок захватывает сосок ртом; но это вовсе не значит, что он собирается предпринять что-то нехоро­шее или же причинить боль. Изначально агрессивность практически синонимична деятельности; вопрос лишь отдельных функций.

Именно эти отдельные функции постепенно организуются ребенком, по мере того, как он становится цельным человеком, в агрессию. В болезни у пациента может не до конца отражаться активность и агрессивность. Интеграция личности не происходит в одночасье. Она наступает и исчезает, и даже достигнутая однаж­ды она может быть утрачена из-за неблагоприятного воздействия окружения. Тем не менее, если человек здоров, рано или поздно он достигнет целенаправленного поведения.

Говоря о целенаправленном поведении, мы так или иначе имеем в виду агрессию. И здесь мы сразу же сталкиваемся с основным источником агрессии - инстинктивным опытом. Агрессия отча­сти не что иное, как примитивное выражение любви. В данном случае мне представляется вполне возможным описание, посколь­ку я анализирую первичные любовные импульсы.

Оральный эротизм включает в себя агрессивные составляю­щие, а в нормальном здоровом состоянии именно оральная лю­бовь по большей части представляет подлинную агрессивность: т.е агрессию, заранее преднамеренную (самим человеком) и кото­рая ощущается, как таковая, окружением.

Любой опыт - это опыт как физический, так и нефизический. Всевозможные представления сопровождают и обогащают теле­сные функции, а воображение претворяется в жизнь благодаря телесному функционированию. Говоря о совокупности представ­лений и воспоминаний, необходимо сказать о том, что они посте­пенно преобразуются в то, что будет доступно сознанию; то, что доступно сознанию только при определенных обстоятельствах; и то, что представляет собой вытесненное бессознательное, недо­ступное из-за невыносимого воздействия.

В данном случае я понимаю, что не разделяю должным образом тему подлинной агрессивности с агрессивным импульсом. При этом, как мне кажется, одно невозможно изучать без другого. Ни один акт агрессии невозможно до конца понять, как нечто, совер­шенно отдельное; на самом деле анализ любого поступка ребенка должен включать в себя следующее:

  1. Ребенок находится в своем окружении, со взрослыми, кото­рые заботятся о нем.
  2. Ребенок развивается в соответствии с хронологическим и эмоциональным возрастом.
  3. У ребенка, пусть и довольно зрелого для своего возраста, можно увидеть все уровни незрелости, уходящие в глубь его первичного состояния.
  4. Ребенок, как больной человек, имеет определенные фикса­ции на незрелых уровнях.