Заключительные положения по опыту рождения

Для сохранения личного пространства с самого начала челове­ку требуются минимальные вторжения, вызывающие реакцию. На самом деле все люди стремятся к некоему новому рождению, когда » их линия жизни не будет нарушать все то, что может восприни­маться без утраты чувства целостности личного опыта. Психиче­ское здоровье человека закладывается матерью, которая способ­на к активной адаптации, будучи преданной своему ребенку. Это предполагает базовую релаксацию у матери, а также понимание индивидуального пути младенца, что опять же возникает благо­даря ее способности идентификации с младенцем. Эта связь меж­ду матерью и младенцем начинается еще до рождения ребенка и продолжается в некоторых случаях как в процессе рождения, так и после. Как я это вижу, травма рождения представляет собой на­рушение непрерывности бытия младенца, и когда это нарушение является значительным, то, как воспринимаются эти вторжения, а также реакция младенца на них, становятся важными факторами, противоречащими развитию Эго. Таким образом, в большинстве случаев травма рождения достаточно важна и в значительной сте­пени определяет желание в целом к ребефингу. В ряде случаев этот неблагоприятный фактор может оказаться настолько сильным, что у человека не остается никакой возможности (помимо ребефинга в ходе анализа) пройти естественный этап в своем эмоцио­нальном развитии, даже если не будет никаких проблем впослед­ствии с внешними факторами.

Рассматривая теоретические предпосылки возникновения тре­воги будет неверным шагом связывать такое универсальное поня­тие, как тревога, с каким-то отдельным случаем рождения (рожде­ния как травмы). Однако, было бы вполне логично попытаться соотнести тревогу с естественным опытом рождения, но именно здесь мы как раз говорим о том, что нам пока еще недостаточно из­вестно о естественном опыте рождения с точки зрения младенца, чтобы мы могли говорить о наличии тесной взаимосвязи между тревогой и естественным травматическим опытом. Как мне пред­ставляется, травматический опыт рождения определяет не столь­ко паттерн тревоги в дальнейшем, сколько характер последующих репрессий.