Отношение к внешней реальности

Здесь мне бы хотелось рассмотреть тему установления контакта с реальностью, но даже в этом случае я должен ограничить свое внимание только одним примером: контактам, возникающим из той самой примитивной любви, которая называется жадностью, и которая сохраняется как любовь по расчету. Не менее важным является контакт с реальностью в спокойные периоды, но я поста­раюсь не уходить слишком далеко от заданной темы.

Как только станут возможны объектные отношения, крайне важным будет следующее: находится ли этот объект снаружи или внутри ребенка. Хотя, как мне кажется, до этого есть еще некая стадия, на которой не наблюдается никаких отношений вообще. Я бы сказал, что изначально есть условие, которое можно опи­сать одновременно как абсолютная независимость и абсолютная зависимость. Здесь нет чувства зависимости, и, соответственно, такая зависимость должна быть абсолютной. Следует сказать, что из такого состояния младенца может вывести инстинктивное на­пряжение, которое называется голодом. Я бы сказал, что ребенок готов поверить в нечто существующее, т.е. у ребенка развивается готовность представить в воображении некий объект; но это ско­рее похоже на ожидания, чем объект сам по себе. В этот момент приходит мать с грудью (я говорю грудь для упрощения описания) и размещается так, что он сразу же находит ее. Или же это проис­ходит как-то иначе. Здесь все очень непросто, а именно: получится ли у матери и младенца «дернуть за нужный крючок». В самом на­чале мать позволяет ребенку доминировать, и, если она не в состоянии этого сделать, субъективное восприятие младенца не сможет наложить на него объективно воспринимаемую грудь. Стоит ли здесь говорить о том, что следуя импульсам младенца, мать дает ребенку иллюзию того, что увиденное им (то, что он видит перед собой) - это созданная им самим вещь; и в результате мы имеем не только физический опыт удовлетворения инстинктов, но и эмоци­ональный союз, а также первоначальную веру в реальность как не­что такое, в отношении чего может быть множество иллюзий. По­степенно, благодаря непосредственному опыту отношений между матерью и ребенком, ребенок использует воспринимаемые детали в созидании ожидаемого объекта. В ходе кормления грудью мать может повторять этот спектакль в тысячный раз. Она может на­столько успешно наделить своего ребенка иллюзорными способ­ностями, что у нее не будет никаких трудностей в ее следующей за­даче, а именно: постепенном разочаровании (отлучении от груди в примитивном сеттинге, что и представляет для меня основной интерес в данной работе).

Некоторые специалисты обеспокоены тем, что в психологии не существует такого понятия, как прямая связь, лишь иллюзия отношений; но, как мне кажется, психиатры настолько привыкли к­ описаниям своих пациентов, утративших контакт с реальностью, что он и-то как раз не будут возражать. Многие из нас настолько хорошо справляются с использованием объективно наблюдаемого и ожидаемого, что нам удастся это сделать без специальных об­разов, если только мы не устали или физически истощены. Для младенца подобное разумное использование общей реальности, которая является еще одним аспектом объективности, отнюдь не что-то заранее установленное. Итак, все зависит от матери с само­го начала.

Функция матери - просто быть преданной, т.е. при условии, что врачи, медицинские сестры и другой помогающий персонал по­зволяют ей действовать так, как она считает правильным.

И вот здесь вступает в игру педиатр - позволяя матери испы­тывать истинные чувства по отношению к собственному ребен­ку. В данном случае, педиатр, принимая помощь психоаналитика, способствует расширению сферы психоаналитической практики. Надо сказать, что врачи не очень сильно помогают матери хорошо ощущать себя в этой роли, одной из самых важных, которую они должны выполнять.

Женщина зачастую не может быть уверенной в том, что после рождения ребенка ей позволят воспитывать его так, как она себе это видит. Позвольте мне быстро сделать здесь одно отступление. Профессор Спенс из Ньюкасла настаивает на том, что любой здо­ровый ребенок в родильном доме должен находиться в кроватке рядом с матерью. Мать должна иметь ту квалифицированную по­мощь, в которой она так сильно нуждается, пользуясь доверием высококвалифицированного медицинского персонала. В то же время от нее ожидается, что она лучше знает, как кормить свое­го ребенка (техники и проч.) Нет никаких правил о регулярности кормлении, и «кормящая пара» (термин, впоследствии введенный д-ром Мидцлмором), как правило, рано или поздно находит свой собственный ритм кормления. Для сравнения возьмем самый не­гативный случай, который не так не трудно найти: роддома, в кото­рых дети находятся в детских кроватках в отдельной палате, даже когда они здоровы. В периоды кормления их подвозят на каталках, туго спеленутых, и в нужный момент появляется медсестра, пы­таясь засунуть в рот кричащего младенца грудь разочарованной, фрустрированной, часто испуганной матери.

Это относится только к начальной стадии кормления, но легко можно увидеть, что эти идеи могут быть применены и на всех по­следующих этапах. Тем не менее, если начало будет трудным, даль­ше задача только усложняется. Кроме того, клинически серьезные расстройства, связанные с кормлением, могут начаться уже на на­чальном этапе.

Поэтому, педиатр, выслушивая непростые истории маленьких детей, поражается распространенности сравнительно или доста­точно тяжелых запретных действий, связанных с кормлением. Он приходит к выводу, что есть определенные важнейшие моменты, которых можно по пальцам перечесть. (У меня был тяжелый слу­чай в анализе -девочка трех лет. Запретные действия в ее кормле­нии можно было видеть уже в двенадцать месяцев, когда однажды ее усадили за стол, чтобы она ела вместе с отцом и матерью; то есть все трое вместе). Это же (не терять время на еду), пример­но совпало с рождением другого ребенка в семье. Очень часто это «не терять время на еду» начинается уже в младенческом возрасте. Существует некий запрет - чтобы ребенок ел сам; или же можно заметить, как воодушевление сменяется отказом от еды в момент отлучения от груди или бутылочки или от какого-то человека, или при введении твердой пищи, и даже при увеличении объемов. От­каз от еды может быть связан с ростом зубов. Даже у очень ма­леньких детей можно встретить отказ от чего-то нового, а иногда, наоборот, интерес только к чему-то новому.

Некоторые запреты, однако, можно заметить с самого начала. У младенца и матери просто никогда не происходит этого «щелчка». В данном случае ответственность теоретически можно возложить на мать, хотя, конечно, мы не можем винить только ее.

Как правило, если кормление грудью дается с трудом, ребенка переводят на бутылку, и есть множество путей решения данной проблемы, когда грудного молока нет или же оно не подходит.

В случае возникновения трудностей, настаивать на груди, когда мать может легко накормить своего ребенка из бутылки, будет ошибкой.

В этих вопросах педиатр теряется, если ом нс понимает, что про­исходит за кулисами в эмоциональном развитии ребенка; поэтому ему нужно тоже кое-что знать и о психологии кормящих матерей.

Здесь уместно описать общую проблему кормлении детей груд­ного возраста, как я это нижу. Я имею в виду, как я прошел все эти этапы борьбы, как и нее врачи, отчаянно пытаясь справиться с проблемами питания и плане физиологии, изменяя объемы, интервалы, пропорции жиров, белкой и угле­водов и переходя от одной марки молока к другому. И я хорошо помню тот день, когда я решил все же наладить питание, прежде чем переходить к другой марке молока. Не один год ушел у меня на понимание того, что трудности кормления часто можно вылечить путем консультирования матери, и ей потребуется для этого всего несколько дней. Тогда я увидел, что это соответствие потребностя­ми младенца было настолько приятным для матери, что она никог­да не смогла бы это сделать без моральной поддержки. Нели я со­ветую это, я должен поручить социальному работнику ежедневно навещать эту мать, иначе мать будет постоянно критиковать себя и чувствовать ответственность за слишком многие вещи. Пытаясь следовать правилам, она может обвинять других, если что-то идет плохо, но она боится сделать то, что она действительно хотела бы сделать. С другой стороны, если все пойдет хорошо, она никогда не забудет о том, что это она сама сделала все необходимое для своего ребенка, без посторонней помощи.

Это не какие-то заумные вещи. Просто необходимо понять то, что мать и младенец делают это вместе. С человеческим младенцем мы не можем мыслить в терминах условных рефлексов.

Мне бы хотелось пояснить, что в данном случае я описываю за­дачу педиатра в организации кормления детей грудного возраста, ведь если он не знает, что происходит за кулисами, то, наверное, он работает вслепую. Подобные процессы эмоционального развития являются доминирующими, их же можно увидеть в «состоянии бездействия» при заболеваниях шизофрении.

Именно здесь следует сказать несколько слов об игре. Первые игры с грудью имеют огромное значение, ибо это позволяет ребен­ку найти мать и общаться с ней так, чтобы она была готова действовать в правильном направлении. Без шансов на игру, ребенок и мать остаются чужими друг другу. В этом процессе невероятно важны руки. Когда младенцу исполнится двенадцать недель, он будет порой пытаться накормить мать, находясь у груди, засунув ей палец в рот.

Вот что говорит У. X. Дэвис в своем стихотворении «Младенче­ство»:

Я пришел в этот мир со сжатыми руками,

Я заходился в плаче, и в это время Мне пытались засунуть в рот грудь,

Чтобы хоть немного остановить мои горькие рыдания. Я не понимал тогда - и совсем не мог отличить Женщины от мужчины;

Пока я не увидел внезапный свет,

И вот тогда я и узнал, что такое радость.

С того великого момента я стал шевелить руками,

И теперь уже я мог доказать,

Что двумя глазами я вижу очень многое Мои руки могли двигаться теперь:

Мои пальцы уже работали,

И не только они;

И протягивая свои ручки,

Я смотрел и ликовал.