Итак, давайте снова немного вернемся назад. Мне представляется совершенно естественным постулировать более примитивные объектные отношения, в которых объект пытается осуществить возмездие. Это происходит еще до формирования истинного отношения к внешней реальности. В этом случае объект, или окружение, в значительной степени представляет часть Я как и инстинкт, вызываемый в его воображении. В интроверсии раннего происхождения и, следовательно, примитивного качества человек живет в этой среде, которая является им самим. И вряд ли это можно назвать хорошей жизнью. Здесь нет никакого роста, потому что не происходит обогащение от внешней реальности.
Чтобы наглядно показать это, я приведу пример с сосанием большого пальца (включая сосание кулака и указательного пальца). Это можно наблюдать, начиная с рождения, и, следовательно, можно предположить, что это имеет определенное значение, начиная с примитивного развития до определенной зрелости. Потому это важно, как в качестве нормальной активности, так и определенного симптома эмоционального расстройства.
Все мы знаем, что сосание большого пальца относят к действиям аутоэротического характера. Рот является эрогенной зоной, устроенной особым образом во младенчестве, а сосание большого пальца доставляет ребенку удовольствие. У него также возникают приятные ощущения в этой связи.
Ненависть также выражается, когда ребенок повреждает свой палец слишком энергичным или непрерывным сосанием, а вскоре к этому добавится еще и грызение ногтей, чтобы справиться с этими чувствами. Также он может повредить и свой рот. Но мы не можем утверждать, что все повреждения на пальцах руки или во рту могут быть вызваны ненавистью. Очевидно, что-то все же должно пострадать, если ребенок получает удовольствие: объект примитивной любви страдает как от любви, так и от ненависти.
Мы можем объяснить сосание пальца или особенно грызение ногтей, смену любви на ненависть, такими причинами, как необходимость сохранения интереса внешнего объекта. Кроме того, мы можем наблюдать поворот к Я, столкнувшись с фрустрацией любви внешнего объекта.
Данную тему вряд ли можно считать до конца исчерпанной, и она конечно же требует дальнейшего изучения.
Я полагаю, любой согласится с тем, что сосание пальца приносит успокоение, а не только удовольствие (будь то кулак или палец вместо груди или матери, или что бы то ни было). Например, ребенок около четырех месяцев реагирует на утрату матери так, что он старается засунуть кулачок прямо в рот, и он правда может очень сильно страдать, если ему не позволять этого.
В то время как сосание пальца - совершенно нормальное и обычное явление, часто здесь можно видеть, как ребенок прибегает и к помощи кукол или адекватных взрослых; также верно и то, что сосание пальца сохраняется у шизоидных личностей, и в таких случаях это принимает форму крайней навязчивости. У одного моего пациента это сменилось компульсивным чтением.
Эти явления невозможно объяснить только тем, что акт - это некая попытка локализовать объект (грудь и т.д.), чтобы он всегда был где-то рядом (как внутри, так и вне). Это либо защита от потери объекта во внешнем мире или же где-то внутри тела, то есть защита от потери контроля над объектом. У меня нет сомнений в том, что сосание большого пальца в норме имеет ту же функцию.
Элемент аутоэротизма не всегда столь важен и, конечно же, использование куклы и кулака вскоре становятся явной защитой против всякой неопределенности и иной тревогах примитивного характера.
И, наконец, сосание кулака представляет полезную инсценировку отношений с примитивным объектом, в котором объект столь же индивидуален, как и стремление к этому объекту, так как он возник из желания, или галлюцинаций, и в начале это не зависит от соприкосновения с внешней реальностью.
Некоторые дети стремятся засунуть палец в рот во время сосания груди, таким образом, придерживаясь самостоятельно созданной реальности при использовании реальности внешней.
Это представляется важным в контексте юнгианской аналитической психологии. Мы все пытаемся свести к инстинктам, и аналитические психологи также стремятся все отнести к этой части примитивного Я, которое похоже на окружение, но возникающее из инстинктов (архетипов). Нам следует пересмотреть свою точку зрения, чтобы оперировать и теми, и другими представлениями, а также обратить внимание (если это верно) на то, что в самом раннем теоретическом примитивном состоянии Я имеет собственное окружение, созданное им самим, которое в той же мере Я, что и инстинкты, которые он воспроизводит. Это тема, требующая дальнейшего рассмотрения.
Резюме
Итак, мы попытались сформулировать примитивные эмоциональные процессы, которые являются нормальным явлением в раннем детстве и проявляются регрессивно в психозах.