Примитивное возмездие

Итак, давайте снова немного вернемся назад. Мне представля­ется совершенно естественным постулировать более примитив­ные объектные отношения, в которых объект пытается осуще­ствить возмездие. Это происходит еще до формирования истин­ного отношения к внешней реальности. В этом случае объект, или окружение, в значительной степени представляет часть Я как и инстинкт, вызываемый в его воображении. В интроверсии ран­него происхождения и, следовательно, примитивного качества человек живет в этой среде, которая является им самим. И вряд ли это можно назвать хорошей жизнью. Здесь нет никакого роста, потому что не происходит обогащение от внешней реальности.

Чтобы наглядно показать это, я приведу пример с сосанием большого пальца (включая сосание кулака и указательного паль­ца). Это можно наблюдать, начиная с рождения, и, следовательно, можно предположить, что это имеет определенное значение, начи­ная с примитивного развития до определенной зрелости. Потому это важно, как в качестве нормальной активности, так и опреде­ленного симптома эмоционального расстройства.

Все мы знаем, что сосание большого пальца относят к действи­ям аутоэротического характера. Рот является эрогенной зоной, устроенной особым образом во младенчестве, а сосание большого пальца доставляет ребенку удовольствие. У него также возникают приятные ощущения в этой связи.

Ненависть также выражается, когда ребенок повреждает свой палец слишком энергичным или непрерывным сосанием, а вско­ре к этому добавится еще и грызение ногтей, чтобы справиться с этими чувствами. Также он может повредить и свой рот. Но мы не можем утверждать, что все повреждения на пальцах руки или во рту могут быть вызваны ненавистью. Очевидно, что-то все же должно пострадать, если ребенок получает удовольствие: объект примитивной любви страдает как от любви, так и от ненависти.

Мы можем объяснить сосание пальца или особенно грызение ногтей, смену любви на ненависть, такими причинами, как необ­ходимость сохранения интереса внешнего объекта. Кроме того, мы можем наблюдать поворот к Я, столкнувшись с фрустрацией любви внешнего объекта.

Данную тему вряд ли можно считать до конца исчерпанной, и она конечно же требует дальнейшего изучения.

Я полагаю, любой согласится с тем, что сосание пальца прино­сит успокоение, а не только удовольствие (будь то кулак или палец вместо груди или матери, или что бы то ни было). Например, ребе­нок около четырех месяцев реагирует на утрату матери так, что он старается засунуть кулачок прямо в рот, и он правда может очень сильно страдать, если ему не позволять этого.

В то время как сосание пальца - совершенно нормальное и обычное явление, часто здесь можно видеть, как ребенок прибе­гает и к помощи кукол или адекватных взрослых; также верно и то, что сосание пальца сохраняется у шизоидных личностей, и в таких случаях это принимает форму крайней навязчивости. У од­ного моего пациента это сменилось компульсивным чтением.

Эти явления невозможно объяснить только тем, что акт - это некая попытка локализовать объект (грудь и т.д.), чтобы он всегда был где-то рядом (как внутри, так и вне). Это либо защита от по­тери объекта во внешнем мире или же где-то внутри тела, то есть защита от потери контроля над объектом. У меня нет сомнений в том, что сосание большого пальца в норме имеет ту же функцию.

Элемент аутоэротизма не всегда столь важен и, конечно же, использование куклы и кулака вскоре становятся явной защитой против всякой неопределенности и иной тревогах примитивного характера.

И, наконец, сосание кулака представляет полезную инсцени­ровку отношений с примитивным объектом, в котором объект столь же индивидуален, как и стремление к этому объекту, так как он возник из желания, или галлюцинаций, и в начале это не зави­сит от соприкосновения с внешней реальностью.

Некоторые дети стремятся засунуть палец в рот во время со­сания груди, таким образом, придерживаясь самостоятельно со­зданной реальности при использовании реальности внешней.

Это представляется важным в контексте юнгианской аналитической психоло­гии. Мы все пытаемся свести к инстинктам, и аналитические психологи также стремятся все отнести к этой части примитивного Я, которое похоже на окруже­ние, но возникающее из инстинктов (архетипов). Нам следует пересмотреть свою точку зрения, чтобы оперировать и теми, и другими представлениями, а также обратить внимание (если это верно) на то, что в самом раннем теоретическом примитивном состоянии Я имеет собственное окружение, созданное им самим, которое в той же мере Я, что и инстинкты, которые он воспроизводит. Это тема, требующая дальнейшего рассмотрения.

Резюме

Итак, мы попытались сформулировать примитивные эмоци­ональные процессы, которые являются нормальным явлением в раннем детстве и проявляются регрессивно в психозах.