Адаптация к реальности

А теперь поговорим об интеграции. Если мы что-то делаем, мы имеем другой невероятно важный предмет, а именно: первичное отношение к внешней реальности. В традиционном анализе мы можем и обычно принимаем как должное. Этот же шаг в эмоциональном развитии, который является весьма сложным, и этот шаг, уже сделанный, представляет огромный шаг вперед в эмоци­ональном развитии, при этом его никогда нельзя считать чем-то постоянным и неизменным. Многие случаи, которые мы считаем непригодными для анализа, действительно являются таковыми, если мы не можем справиться с трудностями переноса, которые относятся к существенным недостаткам подлинного отношения к внешней реальности. В анализе психотиков мы часто сталкива­емся с тем, что в некоторых случаях анализа этот существенный недостаток подлинного отношения к внешней реальности пред­ставляет практически главную проблему.

Я постараюсь наиболее просто описать это явление, как я это вижу. Что касается ребенка и материнской груди (я не стану утвер­ждать, что грудь имеет важнейшее значение как проводник материн­ской любви) у ребенка есть определенные инстинктивные позывы и хищнические идеи. У матери есть грудь и способность вырабатывать молоко. Также существует мнение, что мать мечтает подвергнуться нападению голодного ребенка. Эти два явления никак не пересека­ются между собой до тех пор, пока мать и ребенок находятся вместе. Мать, будучи зрелой и физически развитой, должна быть терпимой и все понимать, ведь именно она создает ситуацию, которая может, при удачном раскладе, привести к тем первым связям, которые ребе­нок устанавливает с внешним объектом, объектом; который являет­ся внешним по отношению к Я с точки зрения младенца.

Я рассматриваю весь этот процесс так, как будто две линии из противоположных направлений встречаются в одной точке. Если они пересекаются, может возникнуть иллюзия - такого опыта, ког­да ребенок может взять себе за основу либо галлюцинации, либо то, что принадлежит к внешней реальности.

Иными словами, ребенок ищет грудь, когда он возбужден и го­тов вызвать галлюцинации того, на что он может совершить напа­дения. В этот момент появляется соска и он способен почувство­вать, что это и есть тот самый сосок, который он представлял в воображении. Таким образом, его представления обогащаются реальными деталями, связанными со зрением, чувствами, запа­хом, так что в следующий раз этот материал уже будет использоваться им и галлюцинациях. Таким образом, он наращивает способность вызывать в споем воображении то, что на самом деле доступно ему. Мать по-прежнему должна предоставлять младенцу подобный опыт. Процесс невероятно упрощается, если за ребен­ком ухаживает один человек, используя один методом. Кажется, что самой природой предопределено, чтобы за ребенком с самого его рождении ухаживала только мать или приемная мать, но никак не несколько нянек.

Особенно в самом начале роль матери невероятно важна, и на самом деле это работа матери - защитить своего ребенка от тех сложностей, которые пока еще могут быть не совсем поняты мла­денцу, продолжая стабильно обеспечивать ему ту упрощенную картину мира, которую младенец познает через нее. Только такой подход может способствовать объективности или подлинного на­учному подходу. Все неудачи, связанные с объективностью в лю­бом возрасте, потом можно отнести к провалу на данной стадии примитивного эмоционального развития. И только благодаря этой монотонности мать может привнести некое многообразие.

Но принятие внешней реальности дает нам и определенное преимущество. Нам часто приходится слышать о вполне реальных фрустрациях, налагаемых внешней реальностью, но гораздо реже мы узнаем о связанных с этим чувствах облегчения и удовлетворе­нии. Ребенку приносит удовлетворение реальный молоко, а не во­ображаемое, но не это главное. Дело в том, что в фантазиях всту­пает в силу некий магический процесс: в фантазии нет тормозов, а любовь и ненависть одинаково опасны.

Во внешней реальности есть некие тормоза, они всем известны и их можно изучать; что касается фантазий, то их можно выносить в полной мере только тогда, когда объективная реальность вос­принимается должным образом. Субъективная реальность имеет невероятную ценность, но она вызывает столь сильную тревогу и является непонятной для ребенка, что ее нельзя воспринимать ис­ключительно как параллельную объективной реальности.

Все это позволяет нам увидеть, что фантазии не являются тем, что создает человек, чтобы справиться с разочарованиями внеш­ней реальности. Это верно только в отношении фантазирования.

Фантазии первичнее, чем реальность, и обогащение фантазии не­вероятным многообразием мира зависит от опыта иллюзий.

Интересно рассмотреть отношение индивида к объектам в созданном им мире фантазий. В действительности здесь можно говорить обо всех этапах развития и сложностях в этом мире, созданном самим собой, в соответствии с испытанными иллюзия­ми, а также тем, насколько в созданном самим человеком мире ис­пользовались или нет объекты воспринимаемого мира как внеш­него, так и материального. Это, очевидно, требует более подробно­го рассмотрения уже в другом контексте.

В наиболее примитивных состояниях, например, во время бо­лезни, когда у человека может происходить регресс, объект ведет себя в соответствии с некими магическим законами, т.е. существу­ет по желанию, приближается по мере необходимости, ощущает боль, когда действительно болит. И наконец разрушается, когда в этом нет больше необходимости.

Последнее самое страшное и можно считать полным уничто­жением. Перестать желать, удовлетворив потребность, - значит уничтожить объект. Это одна из причин, почему дети не всегда довольны и счастливы после того, как они получают некий удов­летворительный результат. Один мой пациент испытал этот страх во взрослой жизни, и смог избавиться от этого только в анализе; человек, у которого был очень хороший ранний опыт отношений с матерью.24 Его главным страхом был страх удовлетворения.

Я понимаю, что это только внешние очертания той огромной проблемы, которая связана с первыми шагами в формировании отношения к внешней реальности, а также отношения фантазии к реальности. Довольно скоро мы сможем добавить к этому что-то еще. Но в самом начале необходимо установить простой контакт с внешней или общей реальностью, когда у младенца возникают определенные галлюцинации в отношении мира со всеми теми ил-

люзорными моментами, когда два отдельных предмета идентичны, чего в действительности никогда не была

Чтобы такая иллюзия возникла в сознании ребенка, человек находящийся рядом с ним, должен показать мир ребенку в понятной для него форме, чтобы это отвечало потребностям ребенка. Именно поэтому ребенок не может существовать в одиночку - психологически или физически, - и ему действительно необходим тот, кто бы мог прежде всего позаботиться о нем.

Тема иллюзии огромна и требует отдельного рассмотрения; здесь мы сможем найти ключ к пониманию интересом ребенка к всевозможным пузырькам и облакам, радуге и всевозможным за­гадочным явлениям, а также его интерес к пушинкам, что совсем непросто объяснить с точки зрения непосредственных инстин­ктов. Где-то здесь также интерес и к дыханию, ведь мы никогда нс знаем, идет ли это изнутри или снаружи, и что является основой концепции духа, души, анимы.