Клинические случаи

Мне не составит труда привести здесь некоторые выдержки из работы с пациентами (10), которые проходят сейчас у меня лечение.

Итак, я выбрал фрагменты из четырех случаев. Первых двух пациентов можно отнести к асоциальному типу, третий - крайне обсессивный, четвертый - депрессивный.

Первому пациенту, Билли, 5 лет, и работа с ним состояла из че­тырех этапов. Когда я впервые увидел его в возрасте трех с поло­виной лет, это был беспокойный ребенок, которого интересовали, главным образом, только деньги и мороженое, и стремящийся заполучить это любой ценой. Он уже начал воровать деньги, и я считаю, что без анализа он вполне мог стать правонарушителем, тем более, что он был единственным ребенком достаточно отстра­ненных родителей. Его поведение в самом начале анализа вполне вписывалось в диагноз: «асоциальный, потенциальный правона­рушитель».

Я попробую сослаться на три игры, выбранные мною наугад и I все же, как мне кажется, вполне иллюстрирующие изменения, происходившие в процессе анализа. Между первой и второй, и между третьей и четвертой стадиями был интервал в несколько месяцев.

На самой ранней стадии, до первой из этих трех игр, вряд ли можно было описать его активность как игру - скорее это были безудержные нападения на пиратов.

В первой игре Билли решил занять место в жерле пушки, из кото­рой я должен был выстрелить. Он высоко взлетал, переносясь через страны и континенты в Африку. Он пытался сбить палкой всех, кто попадался ему на пути, - в Африке это были аборигены, - стараясь уничтожить их, загнав в глубокий колодец или обезглавив вождя.

За этот час (совершенно безудержной игры) он пришел в край­нее возбуждение, и я не удивился, когда в конце часа, получив раз­решение выйти из моей комнаты на втором этаже, он по ошибке нажал не ту кнопку лифта и очень испугался. В тот день я сопро­вождал его (тайно), так как он был в крайне экзальтированном со­стоянии, я же мог помочь ему в случае затруднений; и он действи­тельно стал гораздо увереннее, поняв, что я оценил его необычное состояние и оказался рядом, когда он был в беде.

После этого часа последовала сцена дома с его матерью, кото­рая, конечно же, была причиной его амбивалентности, что было сейчас совершенно очевидно. Это также привело к кульминации его так называемого маниакального поведения и по времени было связано с анализом депрессивной позиции и гем, что мы прибли­жались к чувствам тоски и безнадежности. Именно сейчас стало возможным возвращение к конструктивной игре.

Игра, которую я имею в виду, касалась путешествия на аэро­плане. После этого был интервал в несколько месяцев. Мы опять летим в Африку и ждем врагов. Мы смотрим на мир сверху вниз и удивляемся тому, что он такой маленький. Но на сей раз мы хоро­шо подготовлены. У нас с собой две книги инструкций, как летать на гидросамолете или аэроплане. Еще у нас с собой два двигателя и вертолет на случай, если мотор сломается, а также по парашюту для каждого. Кроме того, мы берем специальные шасси на случай посадки на воду. Также мы располагаем неплохими запасами про­довольствия и деньгами на случай, если нам будет не хватать еды или каких-то деталей. И прочими разными способами мы застра­хованы от всевозможных неприятностей.

В этой второй игре обсессивный механизм ярко выражен, у пре­следователей гораздо выше статус, здесь есть аэропланы другой страны, способные стать союзниками в войне с третьей страной. (Это мы смогли увидеть в дальнейших играх.) Стало гораздо мень­ше обесценивания и всемогущества; но эту позицию «над» нельзя было объяснить только тем, что мы находились ранее в позиции столь низкой, буквально копаясь в грязи, - это было и началом подъема или контр-депрессивных чувств.

Чтобы сравнить эти две игры, я приведу еще одну - более позд­нюю.

Мы строили корабль, чтобы попасть на пиратские земли. В этой игре (я привожу здесь только общие детали) мы забываем о своей цели, а день просто восхитительный. Мы лежим на палубе, греемся на солнышке и наслаждаемся обществом друг друга в счастливом неведении. Время от времени мы ныряем в море и плаваем там непринужденно. Нас окружают акулы и крокодилы, иногда напоминание о преследователях, но у мальчика есть оружие, ко­торое стреляет даже под водой, так что мы можем не волноваться.

Мы берем к себе маленькую девочку, которая чуть не утонула. Итак, мы спасли ее, и теперь строим американские горки для ее ку­клы. Капитан доставляет нам определенные неприятности. Мотор перестает работать, и вскоре выясняется, что он напихал грязь в рабочие части устройства. Ну что за капитан! Он устраняет грязь, и мы плывем дальше, зачарованные бликами солнца на воде.

Сравнение этой игры с фрагментами двух других игр показыва­ет уменьшение тревоги преследования (раньше это были пираты, неизменно представляющие опасность), возникновение чего-то хорошего из плохих объектов (море раньше кишело крокодилами, и там было совершенно невозможно находиться), появление веры в великодушие и доброту (солнечные блики и приятное ощуще­ние), объединение фантазии и физического опыта (оружие, стре­ляющее под водой), устранение неполадок, которые произошли по вине капитана (устранение грязи из двигателя), новые объектные отношения (включение хорошего объекта - маленькая девочка, спасенная в море и радующаяся построенным для нее горкам), а также снижение навязчивой перестраховки от рискованных ситу­аций. Мы не сталкивались с обесцениванием в этой игре.

Здесь можно видеть и маниакальную защиту, которая стано­вится столь сильной, что об опасностях забывают, но тот факт, что внутренние объекты совершенствуются, делает маниакальную за­щиту менее сильной и вызывает другие изменения. Маниакальная защита проявляется в том, что Билли пытается справиться с опас­ностью достаточно маниакально, стреляя в преследователей вну­три остова (под водой), тем не менее очевидны и более прочные отношения с внешней реальностью, например, от охоты под водой до перемещения воды в ванную.

Моя роль здесь как воображаемого брата, так и матери.

Клинически Билли изменился и выглядит более нормальным ребенком. Он успевает в школе и получает удовольствие от об­щения с другими детьми и преподавателями. Дома до нормы пока еще далеко; он все еще требует деньги, бывает очень шумным и ве­дет себя не лучшим образом, особенно ближе к обеду. Но он совершенно восхитительным и старается с пониманием воспринимать трудности родителей, которые по-прежнему достаточно прохлад­но относятся друг к другу. Его мать сама очень больна, страдает депрессией и принимает сильные лекарственные препараты.