Характеристики маниакальной защиты

Итак, мы подходим непосредственно к природе маниакальной защиты. Среди главных характеристик можно выделить тоталь­ную манипуляцию или контроль и высокомерное обесценивание; все ото находит свое выражение в отношении тревоги, связанной с депрессией, что является результатом одновременно любви, жад­ности и ненависти в отношениях между внутренними объектами.

Маниакальная защита проявляется по-разному, но все это так или иначе взаимосвязано:

  • Отрицание внутренней реальности.
  • Бегство во внешнюю реальность от реальности внутренней.
  • Поддержание внутренней реальности человека в состоянии некоего «приостановленного воодушевления».
  • Отрицание депрессивных эмоций - тяжелые чувства, пе­чаль - противоположными чувствами: легкость, склон­ность шутить и т. д.
  • Стремление к чему-то противоположному, пытаясь спра­виться со смертью, хаосом, теми данностями, которые нам не дано понять и т.д.» - все то, что относится к фантазийно­му содержанию депрессии.

Отрицание внутренней реальности

Я уже говорил об этом, стараясь объяснить то, что не так легко признаю собственные глубинные бессознательные фантазии. Кли­нически мы можем видеть не столько отрицание, сколько восторг, связанный с отрицанием; или чувство нереальности по отноше­нию к внешней реальности; или беззаботность по отношению к каким-то серьезным вещам.

Бывает и некое частичное признание внутренней реальности, о чем стоит упомянуть в этой связи. Мы можем видеть невероятно глубокое признание некоторых аспектов внутренней реальности у людей, которые тем не менее не признают, что персона внутри них - это часть их самих. У художника такое чувство, как будто карти­на нарисована кем-то, действующим изнутри, или же священник ощущает себя проводником Господа Бога. У большинства обыва­телей нет такого ощущения, что они ответственны за то лучшее, что есть в них самих. Они горды и счастливы быть посредниками некоего человека, которого они любят и который вызывает у них восхищение, или же самого Господа Бога; при этом они отрицают собственное родительство по отношению к интернализированно­му объекту. Мне кажется, мы больше знаем о плохих интернализо- ванных объектах, от которых отреклись, чем об отрицании хоро­ших внутренних сил и объектов.

Здесь стоит отметить один практический момент. В анализе глубоко верующего пациента работать с ним нужно как бы на ос­нове согласия о признании внутренней реальности, позволив та­кому пациенту автоматически признать личностные истоки (его Бог), таким образом уменьшая тревогу в ходе анализа его депрес­сивной позиции. Для аналитика крайне опасно считать, что Бог пациента - это некий «фантазийный объект». Тогда у пациента бу­дет такое чувство, что аналитик недооценивает хороший объект, к которому он на самом деле не имеет отношения. На мой взгляд, нечто подобное применимо к анализу художника в отношении источника его вдохновения, а также анализу внутренних фигур и воображаемых объектов, которым наши пациенты способны представить нас.

Бегство во внешнюю реальность из реальности внутренней

Здесь можно выделить несколько клинических типов» Есть ни цисты, у которых внешним реальность я ил метел выражением фантазий. Существуют и такие, которые предаются фаитяяиям (мощно манипулируя реальностью), но при игом пни точно лишит, что это манипуляция. Есть пациенты, которые стараются навлечь для себя пользу в каком бы то ни было в аспекте сексуальности и чувственности. Но есть и такие, которые и слили* зутот внутренние телесные ощущения. Им двух последних, первый - компульсивный мастурбатор - старается ослабить психическое напряжение с помощью удовлетворения, получаемого от ауточро тичеекой активности или от принудительного гетеросексуального или гомосексуального опыта, а второй - ипохондрик справляется с психическим напряжением через отрицание фантазийного содержания.