Офтальмологические психоневрозы

Достаточно легко утверждать» что для ребенка важно то, что он видит, или же он просто боится слепоты, в то же самое время не справляясь с самыми разными страхами и надеждами.

Офтальмологи, работающие с детьми, обращают внимание на то, что к детям требуется особый подход. От знания анатомии, фи­зиологии и патологии глаза будет мало пользы клиницисту, кото­рый не знает, как найти подход к ребенку; а этот навык во многом зависит от понимания офтальмологом чувств ребенка, а также его веры в надежды ребенка, подозрения и страхи. Ребенок очень бы­стро понимает, верит в него врач или нет, поэтому он разрешает врачу обследовать себя и даже эффективно сотрудничает с ним. Так что врач, доверяющий чувствам детей, кроме того, и хороший психолог.

Итак, в подавляющем большинстве случаев успешная психоте­рапия - именно такой рутинный процесс. С другой стороны, здесь можно нанести и вред. В качестве довольно яркого примера мне бы хотелось привести случай одной моей подруги, чье детство было омрачено вынесенным вердиктом некоего глазного хирурга, который во время осмотра констатировал следующее: «Она стра­дает от пигментной дистрофии сетчатки и скорее всего совсем по­теряет зрение, когда вырастет». Безусловно, данный прогноз ока­зался неверным, но хирург не мог предположить, что это окажется столь важным дли такого маленького ребенка. Все детство девоч­ки прошло и ожидании того» что она вот-вот ослепнет» она была вынуждена читать все» что попадалось ей под руку» и все время проверяла зрение. И только сейчас когда ей уже благополучно минуло пятьдесят она начинает верить, что несмотря на страш­ный прогноз врача, ей все же удастся избежать слепоты. Ребенок естественно чувствует, что он страж собственного зрения или лю­бой другой части тела» и если он не позаботился о них должным образом» значит он не заслуживает доверия.

Я мог бы здесь ограничиться исключительно общими случая­ми» но мне необходимо описать психологическую болезнь (как это влияет на глаза)» Итак» я перехожу к каким-то общим случаям.
Здесь необходимо описать три группы психологических сим­птомов. Во-первых» это группа симптомов, которые проявляются у детей, структура личности которых вполне удовлетворительна. На другом полюсе мы имеем группу симптомов, связанных с де­фективной личностной структурой (первичной или же вследствие регресса). Между ними можно выделить некую группу симптомов, связанную с депрессией. Конечно же, есть и иные разновидности, но я не имею возможности подробно рассмотреть