Наблюдение за пациентами в амбулаторных условиях

В последующих шести случаях и постараюсь дать краткое опи­сание но каждому из них, и том числе только то, что представля­ется необходимым, чтобы передать впечатление своеобразного ярчайшего зрелища.

Прежде всего мне бы хотелось рассказать о том, что делает ре­бенок, когда он сидит па коленях у матери, и нас с ними разделяет только стол.

Ребенок одного года ведет себя следующим образом. Он видит ланцет и довольно быстро старается протянуть руки к нему; пару раз он может совершенно потерять к нему интерес, прежде чем ему удастся схватить ланцет, при этом он будет постоянно смотреть на нас, изучая наши отношения между собой. Рано или поздно он возьмет его в рот и начнет грызть. Сейчас он радуется тому, что ему удалось наконец заполучить ланцет, но в то же самое время он подбрасывает его и совершает всякие манипуляции. Он пока еще не готов к тому, что я могу забрать этот предмет у него. Вско­ре ланцет падает на пол; на первый взгляд это может показаться случайностью, но как только ланцет попадает к ребенку, он снова повторяет свою ошибку; в конце концов он бросает его вниз в на­дежде, что он точно упадет. Он смотрит на него, и часто эти звуки (когда ланцет падает на пол) становятся новым источником радо­сти для него. Он начинает неоднократно бросать его на пол, если я даю ему эту возможность. Теперь ему бы хотелось опуститься на пол, чтобы играть с ним там.

Итак, в целом можно говорить о том, что отклонения от этой средней нормы (поведение ребенка) указывают на отклонения нормального эмоционального развития; зачастую это дает нам возможность соотнести подобные отклонения с остальной кли­нической картиной. Бывают, конечно, и определенные возрастные различия. Дети старше одного года, как правило, идут до конца (весь этот процесс захвата, когда ребенок берет ланцет в рот).

Я протягиваю ему ланцет, и он тут же берет его, а мать замеча­ет: "Теперь он будет гораздо шумнее, чем в прошлый раз". И она в общем го права. Матери часто подсказывают мне, что скорее все­го будет делать их ребенок, отмечая при этом, что дома ребенок может вести себя совершенно иначе. Конечно же, он сразу тянет ланцет в рот, а потом начинает стучать им по столу или миске. То же самое происходит и с чашкой. Он постоянно смотрит на меня, и конечно же и не моту говорить о собственной невовлеченности. Так или иначе он выражает свое отношение ко мне. Другие мате­ри с детьми сидят в этой же комнате на каком-то расстоянии от нас. и общая атмосфера всей комнаты определяется настроением ребенка. Мать по ходу говорит: «Он себя ощущает, как на сцене». Ребенок рад такому успеху, и он старается еще больше привлечь к себе внимания. Теперь он стремится засунуть ланцет в рот и мне, и ему нравится, что я играю с ним в эту игру, претворяясь, что сей­час съем этот предмет; но он прекрасно понимает, что вообще-то я занят своим делом. Он предлагает его и матери, а потом и всем тем, кто встречается ему на пути.

Вскоре мы видим, как он уже играет с другим ребенком в этой комнате, которого он выбрал из достаточно большой группы де­тей, находящихся там. Всем теперь очень весело и совсем не похо­же на то, что это клиника,

Мать опускает его, и он бросает ланцет на пол, играя сними ста­раясь передать его тому ребенку, с которым он только что играл.

Вы, манерное, заметили, что ему было интересно засунуть его не только н собственный рот, но и в рот матери, и мне. Мне кажется, у него было такое ощущение, что ему удалось накормить всех здесь. Это он делал ланцетом, но вряд ли бы это вообще было возмож­ным, если бы он не чувствовал, что наконец завладел им.

Это то, что иногда называют «обладанием хорошей интернали­зированной грудью» или просто «доверием в отношениях с хоро­шей грудью, основываясь на определенном опыте».

Здесь мне бы хотелось отметить следующее: когда ребенок бе­рет ланцет (физический акт), начинает играть с ним и бросает его в то же самое время, физически, он инкорпорирует его, обладает ими избавляется от него (от самой этой идеи).

То, что он делает с ланцетом (или чем-то еще), - когда он сна­чала берет это, а потом бросает, - можно считать определенным срезом его внутреннего мира, имеющего отношение как ко мне, так и его матери; и исходя из этого мы можем строить определен­ные предположения в отношении его внутреннего опыта отноше­ний с миром в другие периоды и по отношению к другим людям и вещам.

В классификации случаев можно использовать определенную шкалу: в норме на одном конце шкалы мы имеем простую и при­носящую удовлетворение игру, некую драматизацию внутреннего мира жизни; на другом конце (патология) мы имеем игру, содер­жащую в себе отрицание внутреннего мира, игра в таких случаях всегда компульсивная, возбужденная, вызывающая тревогу и ско­рее в ней больше чувств, чем ощущения счастья.

Случай 9. Далее мы поговорим о мальчике, Давиде. Ему восем­надцать месяцев, и его поведение имеет определенные отличи­тельные черты.

Его мать садится передо мной (он у нее на коленях), я кладу лан­цет в пределах его досягаемости, и вскоре он уже тянется за ним. Мать уже знает, что он будет делать с этим предметом (именно это и представляет проблему). И она говорит: «Сейчас он бросит это на пол». Ребенок действительно берет ланцет и сразу же бросает его на пол. Он поступает так со всем, что попадается ему.

Первый этап - осторожно нащупать почву, и второй - взять это в рот, а также какая-то игра с этим предметом вообще отсут­ствуют. Это симптом, известный всем нам, но в данном случае это действительно патология, и мать правильно сделала, что привела ребенка ко мне. Она позволяет ему следить за объектом, взять его, потащить его куда-то, в то же самое время другая его рука неиз­менно тянется вниз. В этот момент (пока он совершает все эти манипуляции) другие родители в комнате несколько озадачены увиденным, стараясь отвлечь внимание своих детей от подобного зрелища, что для них напрямую связано с мастурбацией. Малень­кий мальчик оказывается в ситуации, в которой он не получает никакого подкрепления, столь ему необходимого. Так что вскоре он оказывается на полу, ланцет уже давно выброшен, и он про­должает делать все то же, что и раньше, отчаянно пытаясь отри­цать страдания, которые он испытывает, и чувство отторжения. Обратите внимание на то, как этот ребенок формирует вокруг себя . ненормальное окружение.

Мне придется опустить некоторые детали его развития, упо­мянув лишь о том, что с самого раннего возраста он страдал расстройством желудка; на самом деле расстройство у него начиналось, как правило, сразу же после приема пищи. Кроме того, в возрасте одного года (шесть месяцев тому назад) у него появилось еще два симптома, навязчивые движения в паховой области и компульсивное желание избавиться от чего бы то ни было.

Итак, вполне естественно предположить определенную связь (психология и физиология) между его пост-параноидальной дефе­кацией и данной симптоматикой (постоянно все бросать).

Безусловно, незначительные расстройства после кормления можно наблюдать у любого ребенка; важно то, насколько это силь­но выражено (определенная симптоматика).

В данном случае мы можем видеть определенную взаимосвязь между физическими и психологическими событиями; относитель­ную скудость внутреннего мира наряду с подавлением оральных фантазий и последующим отсутствием удовольствия от любого удержания.

В данном случае я не собираюсь рассматривать здесь интерес ими и важный вопрос относительно причины такого рода тревоги но поводу объектов, которые психически инкорпорированы или физически съедены; разве что мне бы хотелось отметить го, что это так или иначе связано с фантазиями о происходящем внутри. Подобная фантазия в основном никогда не осознается, и рано или поздно то, что когда-то осознавалось, становится подавленным; или же фантазия остается, но связь между фантазией и функцио­нальным опытом утрачивается.

У этого мальчика мы можем наблюдать отрицание вну тренней) мира, влияющего на его отношения с внешним миром; н вместе с тем эксплуатация чувственности, обусловленная тревогой. Но чув­ственность здесь не оральная, т. е. он держит член и трет паховую область, но в области рта мы наблюдаем явное замешательство.

Далее я расскажу о мальчике, у которою произошли определен­ные изменения.

Случай 10. Норману два года. До настоящего визита ко мне, мы уже три раза встречались с его матерью. А сегодня они пришли просто потому, что я попросил их зайти ко мне после летнего от­пуска. У мальчика явные улучшения во всем; он больше не испы­тывает страхов и ест практически все, что предлагается ему.

Он преодолел определенные трудности в эмоциональном раз­витии и восстановился (от меня не потребовалось какого-то специального лечения кроме того, что я полностью разделял от­ветственность с матерью).

В возрасте года и семи месяцев он начал худеть, и в течение по­следующих нескольких месяцев он часто падал. Его сон стал тре­вожным, и как правило, он рано просыпался.

Один из наиболее выраженных симптомов - в девятнадцать ме­сяцев он совершенно перестал доверять новым людям (хотя рань­ше этого не наблюдалось); он даже не хотел идти к своей бабушке, которой раньше полностью доверял.

Если мать предлагала ему пищу, они никогда не отказывался от нее, но в этот период времени он стал крайне подозрительно о тно­ситься к любой новой пище, которую получал даже от нее,

В этой фазе, несмотря на все мои техники, он постоянно плачет, когда я осматриваю его. Он отворачивается от ланцета, хотя тот находится в пределах его досягаемости, и совершенно забывает о нем. Стоит мне положить перед ним бумажную катушку, он даже не понимает, чего от него хотят. Мать комментирует это следую­щим образом: «Я так и знала, что сейчас его вряд ли получиться чем-то заинтересовать; по крайней мере не в этом состоянии».

Эта клиническая картина сохранялась на протяжении месяца, но в последний раз мать сообщила о том, что наконец им удалось вернуться к нормальной жизни во всех отношениях. Сейчас ребе­нок хорошо спит и все больше доверяет окружению. Со мной он вполне комфортно себя чувствует, и когда я предлагаю ему бумаж­ную катушку, он тут же вырывает ее у меня, чувствуя себя счастли­вым, и продолжает исследовать ее, забрав с собой.

Вы, должно быть, заметили, как в тот период - когда у ребен­ка было обострение подозрительности - у мальчика произошли ' определенные нарушения (отношение к еде и даже бумажной ка­тушке). Его мать заметила тогда: «Я так и знала, что сейчас его вряд ли получиться чем-то заинтересовать; по крайней мере не в этом состоянии». Но как только ребенок снова пришел в норму, он тут же выхвати катушку у меня, начав исследовать ее, как поступил бы любой другой ребенок.

Случай 11. Перед нами мальчик двух лет. Здесь мы имеем за­преты с едой. Раньше у него никогда не отмечалась жадность. Ему никогда не нравилась твердая пища или же он не стремился накор­мить себя сам. Кроме того, он подолгу не может заснуть. Его игра лишена воображения (здесь мы не увидим богатства и красок фан­тазий), в основном его тянет к инструментам отца или же что-то выкопать в саду. В восемнадцать месяцев мать столкнулась с опре­деленной проблемой (он постоянно тянул грязь в рот), которую нужно было так или иначе решать. В описании этого маленького мальчика я должен показать вам ряд его оральных интересов. Со мной у него довольно нейтральные отношения. Его отношение к ланцету может дать нам ключ к его чувствам. Вот некоторые мои замечания: Он видит ланцет и не притрагивается к нему; касается

его «как бы по ошибке», и то же самое время немного играм с ним; потом он сразу же отворачивается от пего; вдруг он неожиданно возвращается к нему, с недоумением смотрит на меня (пытаясь по­нять мое отношение), быстро отворачивается и начинает тереть по ноге; он смотрит на объект, а потом довольно шумно берет его в рот; теперь он начинает крутиться; потом старается быстро схва­тить ланцет, с грохотом бросает на стол и оставляет лежать его гам (раньше он стоял). Как будто встревоженный собственными дей­ствиями, ребенок больше не притрагивается к ланцету, но потом уже прикасается к нему вновь достаточно настороженно.

Далее мы поговорим о конфликте, связанном с оральными ин­стинктами и фантазиями. Здесь можно выделить довольно ши­рокий спектр, и, насколько я понимаю, Анна Фрейд посвятила подобным наблюдениям несколько лет своей жизни. Именно она указала мне на довольно интересный провал непосредственной корреляции между захватом, стремлением взять в рот и реальным запретом еды; и с этим я целиком и полностью согласен. Здесь со­отношение является косвенным; кроме того, для нас здесь очень важен (гораздо больше, чем теоретические положения) эффект неожиданности.

Таким образом, ребенок может засунуть что-то в рот дома на­едине с матерью или же не делать этого, например, с ланцетом; мое присутствие может напоминать ему отношения с отцом, в то время как данная фаза консультирования представляется доволь­но непростой. В этой фазе могут отмечаться такие симптомы, как рвота или запор, или какие-либо иные достаточно серьезные дис­функции, из-за которых ребенка приходится госпитализировать.

Появление отца можно проиллюстрировать следующим случаем:

Случай 12. Мальчика четырнадцати месяцев впервые кормит отец, который решил дать ему рыбу. Мать относится к этому до­статочно невротично, чувствуя некоторую ревность, и говорит мужу: «Не давай ему рыбу, он может заболеть». В тот же вечер ребенка вырвало, и после этого началась достаточно интересная фобия, которая длилась несколько недель. У ребенка развилась не­переносимость рыбы, а также яиц и бананов.

И, напротив, вот что делает этот мальчик, когда он приходит ко мне.

Случай 13. Лоренс - первый и единственный ребенок в семье, родившийся через два года и девять месяцев после свадьбы. Он выглядит вполне здоровым. До шести месяцев мальчик был на груди, а потом, буквально за один день его удалось отлучить от груди и перевести на бутылочку. С твердой пищей и едой само­стоятельно также не было никаких проблем; он всегда проявлял достаточный интерес к еде и даже жадность. В его случае запретов на еду никогда не было; он всегда был довольно упитанным и хо­рошеньким.

Лоренс сидит на коленях у матери и в какой-то степени домини­рует над нами (эти отношения сложившегося треугольника в консультации), по­стоянно что-то говоря (достаточно громко). Он тянется за лан­цетом, захватывает его и сразу же присваивает себе; затем кла­дет его в чашку, находящуюся рядом (там достаточно много этих предметов), отталкивает чашку в сторону и произносит «Та»; я снова кладу ланцет на стол, тогда его интерес быстро возвраща­ется, и он с радостью вытаскивает все ланцеты из чашки, объ­ясняя нам: «Я играю в поезда» (Его мать говорит, что это очень похоже на то, что обычно можно наблюдать ночью). Теперь он пытается поставить эти предметы рядом (он называет это поез­дом), совершая ими всевозможные манипуляции. Поезда двига­ются, встречаются, присоединяются, расходятся, проходят под туннелями, через мосты, а иногда и сталкиваются между собой. Итак, фантазии ребенка относятся к первичной сцене. В данном случае детали для нас играют огромное значение, если мы дей­ствительно хотим понять тревогу, из-за которой ребенок плохо спит, заикается и играет в подобные игры. Ему нравится нахо­диться одному, и дома он может вполне играть сам с собой. Стоит мне только прикоснуться к ланцету, как он говорит: «Не трогай». Это указывает нам на острую необходимость личного контроля, что мгновенно может привести к личной катастрофе. Он должен доминировать, чтобы сохранить контроль.

Здесь нет никаких запретов в отношении пищевого поведения, но особое внимание следует уделить тревоге; тревоге по поводу отношений между родителями, которые мальчик по-своему ин­терпретирует в собственных фантазиях.

В игре Лоренса с ланцетом можно увидеть качество его фанта­зий. Это те же самые тревоги, с которыми приходится иметь дело в случае запретов (таких примеров у меня огромное множество), связанных с жадностью. Запрет означает бедность инстинктив­ного опыта, бедность внутреннего мира, и как следствие, относи­тельное отсутствие нормальной тревоги по поводу внутренних объектов и отношений.