Подготовка детей и подростков к гинекологическому обследованию

Необходимым условием проведения гинекологического осмо­тра является правильная подготовка пациентки. Должным об­разом собранный анамнез позволит наладить взаимоотноше­ние между врачом и пациенткой. Разговаривать с ребенком или подростком необходимо напрямую. Врачи, редко работа­ющие с детьми, порой удивляются, насколько дети легко отве­чают на вопросы, описывают жалобы, соглашаются на прове­дение тех или иных процедур. В целом, после того как контакт между врачом и юной пациенткой будет налажен, возможно проведение любого вмешательства. Врачу следует выбрать вы­соту стульев так, чтобы его глаза находились на одном уровне с глазами ребенка. При осмотре и сборе анамнеза использу­ются игрушки, соответствующие возрасту. Наиболее подходя­щим для общения с ребенком является дружественный, откры­тый диалог. Готовность к взаимодействию вознаграждается поз­же, когда становится возможным сотрудничать с ребенком.

В начале беседы с подростком следует уверить его, что все полученные данные будут храниться в тайне; беседу следует проводить наедине с пациенткой. Часто случается так, что принципиально важные сведения можно получить только при конфиденциальном разговоре, и в контексте новой информа­ции жалобы пациентки приобретают иное значение. Некото­рые подростки приходят на прием к врачу без сопровождения родителей или опекунов. Законы, касающиеся конфиденци­альности полученной информации и согласия ребенка на ле­чение, в разных штатах различаются. Тем не менее ю всех шта­тах США врач может оказывать гинекологическую и акушер­скую помощь дееспособным подросткам на основе информи­рованного согласия.

В случаях, когда пациентку сопровождает кто-то из чле­нов семьи, врач часто опасается, что они будут против конфи­денциального разговора с дочерью. На практике это не так Ро­дители, как правило, легко соглашаются на то, что врач будет разговаривать с пациенткой наедине. Нередко они рады, что врач наедине с ребенком разъяснит вопросы, касающиеся се­кса и репродуктивного здоровья. Родители рады возможности обсуждения значимых вопросов с врачом, однако желают быть уверенными, что им сообщат о диагнозе (особенно в случае тяжелой патологии) и примут во внимание их мнение по по­воду дальнейшего обследования и лечения. Большая часть ро­дителей положительно реагируют на следующую фразу: «Ва­шей дочери будет легче отвечать на мои вопросы, если мы ос­танемся одни. Поэтому я попрошу вас на некоторое время по­кинуть палату, чтобы она поняла, что мы остаемся с ней наеди­не. Безусловно, после того как мы закончим наш разговор, вы сможете вернуться в палату. Также я сообщу вам о текущей си­туации и том, что мы планируем делать дальше».

Перед обследованием необходимо четким, простым язы­ком, объяснить, что именно и каким образом будет сделано. Не используйте медицинскую терминологию: вместо «бакте­риологического исследования» скажите «анализ», вместо «на­рушение целостности слизистой» — «язва» и т. д. При разгово­ре с очень маленькими детьми следует уточнить, какие слова они используют для обозначения половых органов, и исполь­зовать их в беседе самому. Врач должен обращать внимание на невербальные знаки, свидетельствующие о смущении, замешательства, непонимании и, при необходимости, давать пояснения.

Почти всегда дети испытывают значительное смущение, когда врач осматривает промежность, насколько что возможно, врач должен стремиться проводить исследование так, чтобы пациентке было комфортно, и она чувствовала себя сво­бодной в принятии решений. Например, следует представить возможность пациентке самой выбирать последовательно дату проведения исследования, в какой-то мере самой руководить врачом. Даже самые маленькие пациентки могут указать на то, в каком положении им удобнее находиться при проведении обследования, кому следует остаться в комнате, и даже какого цвета халат они хотели бы надеть для осмотра. Также важно, чтобы именно от пациентки зависел выбор того, какие мани­пуляции можно проводить, а от каких стоит воздержаться, Со­общите пациентке, что она имеет право сказать «Стоп, если что-либо во время обследования причинит ей боль или она почувствует себя дискомфортно, и что по любым причинам обследование будет прекращено, как только она попросит,

При описании обследования следует сказать, что пациент­ка может ощущать чувство беспокойства, смущения. Напри­мер, так «Почти все, кому проводится подобное исследование, чувствуют себя вначале смущенными и обеспокоенными, но после того как их посмотрят, все говорят, что это было не так страшно и неприятно, как они вначале думали». Надо опреде­ленно сказать, что ребенку не будет больно, а если вдруг поя­вятся болевые ощущения, осмотр прекратится. Часто ребенка можно успокоить, сказав, что врач «только посмотрит». Разу­меется. подобные фразы можно говорить, только если они от­ражают правду.

При необходимости проведения углубленного осмотра ребенка старшего возраста мало объяснить в общих чертах, что вы собираетесь сделать. Необходимо рассказать, с какой целью, что именно, каким образом будет сделано, показать, ка­кие инструменты при этом будут использоваться. Ребенку, ко­торый до этого никогда не осматривался гинекологом, следу­ет рассказать, какие ощущения он может испытывать, перечис­лить, что именно будет сделано. Правильная подготовка паци­ентки занимает достаточно большое время, однако затрачен­ные усилия окупаются возможностью проведения полного ос­мотра, взаимодействием с пациенткой.